Медико-биологические материалы

Единая теория двигательной активности

 

Анна Воронина

Ноябрь 2016г

 

Изучение многих источников дает основание считать, что проблемы опорно-двигательного аппарата (ОДА), называемые «возрастными», на самом деле являются результатами неправильной двигательной активности в более молодом возрасте, не причинившими особенного беспокойства в те годы в силу мощных компенсаторных механизмов молодого организма. Единственной причиной того, что они начинают проявляться в старости, является снижение мышечной силы, пластичности и способности к восстановлению, что ведет за собой снижение компенсации и проявление «молодых» травм. Давайте еще раз вспомним, как именно выглядит схема вовлечения в двигательную активность тела человека, с минимальными рисками травматизации и с гарантиями сохранения активного долголетия. Основным вдохновителем этой схемы является Грей Кук (Grey Cook).

 

Уровень движения Дисциплины и институты, выступающие на представленном уровне
1. Мобильность (по системе Functional Movement System (FMS), Grey Cook) Соматика Ханны, гимнастика Фельденкрайз, прикладная кинезиология, остеопатия, институт Грея, FMS
2. Стабильность (по системе Functional Movement System, Grey Cook + Stuart McGill) Соматика Ханны, гимнастика Фельденкрайз, прикладная кинезиология, институт Грея, Пилатес, TRX Education, FMS, йога (частично)
3. Движение Институт Грея, TRX Education (функциональная пирамида движений), FMS
4. Сила TRX, FMS, институт Грея, силовой тренинг с отягощениями
5. Кардио-тренинг, HIIT, циклические виды тренига,  и т. д. Аэробика, бег, триатлон, кроссфит, танцы и т. д.
6. Спорт

Таким образом, мы видим, что, если ОДА конкретного человека находится на уровне 1 (например, сильно растренированный, пожилой, после тяжелой травмы или болезни), то, попав к тренеру, который умеет работать только на уровне 4, человек не получит адекватного восстановления функций ОДА, а наоборот, увеличив силу мышц без заданного направления движений в суставах и точек стабильности, усугубит имеющиеся перекосы ОДА. К сожалению, мы сейчас чаще всего видим скачок людей, находящихся на 1 и 2 уровнях на уровни 4 и 5, например, люди, занимающиеся сидячей работой, домохозяйки, студенты, желающие изменить свою жизнь и заняться одним из «модных» направлений, разрекламированных как ЗОЖ (бег, кроссфит, силовой тренинг и тд). В связи с этим мы наблюдаем «первую волну» проблем с ОДА – травмы, хронические боли и проч. Но надо помнить о том, что «вторая волна» наступит вместе со снижением компенсации, то есть с возрастом. То есть, мы рискуем через несколько десятков лет получить поколение пожилых людей, полностью зависимых от сторонней помощи в силу того, что на текущий момент мы не понимаем, как работать с опорно-двигательным аппаратом и пытаемся внедрить под видом ЗОЖ двигательную активность, не соответствующую уровню пользователя.  Поэтому грамотный подход к восстановлению функций ОДА является необходимым не только при работе с людьми старшей возрастной группы, но и при работе с людьми любого возраста. Это очень неприятный вывод, потому что он требует усилий и дополнительных вложений со стороны так называемых специалистов по двигательной активности. Проще сделать вид, что все от лукавого).

 

Регуляция психического состояния хоккеистов

 

В настоящее время не существует четкой системы психологической подготовки хоккеистов как в годичном цикле, так и в течение их многолетнего совершенствования. В отдельных командах тренерами и (очень редко) приглашенными специалистами-психологами проводятся некоторые мероприятия по психодиагностике, направленные в основном на выявление взаимоотношений в команде. Работа же по оценке и регуляции психического состояния хоккеистов проводится эпизодически в некоторых командах, да и то в рамках углубленного комплексного обследования перед началом сезона.
Однако именно последнее направление (диагностика и регуляция психических состояний) является наиболее перспективным в спортивной психологии, поскольку оно позволяет не только констатировать неблагоприятные моменты в психологической подготовке хоккеистов, но и проводить работу (причем успешную) по их ликвидации, компенсации отдельных недостатков, повышению психической готовности каждого игрока и команды как к отдельной тренировке или матчу, так и к сезону в целом.
Таким образом, психорегуляционное направление в спортивной психологии может принести (и уже приносит во многих видах спорта) конкретную пользу в подготовке игроков. Здесь можно упомянуть успешную работу по психорегуляции Г. Д. Горбунова — в плавании, Н. К. Волкова — в борьбе, А. Т. Филатова — в велоспорте, Н. А. Государева — в стендовой стрельбе и др.

Лучший игрок сборной Канады на чемпионате мира-86 в Москве центральный нападающий Бент Саттер одобряет действия своего вратаря

По мнению специалистов, вся психодиагностика должна быть направлена не просто на контроль и оценку каких-либо психических свойств и качеств игрока, а на выявление тех аспектов, которые помогут тренеру и психологу проводить работу по психорегуляции (например, диагностика уровня работоспособности для проведения работы по ее восстановлению или поддержанию на высоком уровне, диагностика уровня эмоциональной активности для проведения работы по настройке спортсменов).
В самой работе по психорегуляции можно выделить три основных направления:
психогигиеническое (устранение факторов, которые могут привести к неблагоприятным психическим состояниям);
психопрофилактическое (предотвращение ухудшения состояния) ;
психокоррекционное (улучшение неблагоприятных психических состояний).
Эти три направления различаются по методам, но преследуют одну и ту же цель — повышение психической готовности спортсменов к тренировочной и соревновательной деятельности.
Поскольку работа по психорегуляции довольно специфична вследствие более тесного контакта с тренерами и спортсменами, а также из-за воздействия на интимные механизмы психики спортсмена, здесь очень важны организационные моменты. В настоящей статье мы не будем касаться таких важных моментов, как «вхождение» специалиста по психорегуляции в команду, налаживание контактов с игроками, разработка целей и задач работы и др. Все это довольно подробно описано в научно-методической литературе по данной проблеме (В. П. Некрасов и др., 1981, 1983; К. Р. Ставицкий, Н. А. Государев, 1985). Остановимся лишь на некоторых вопросах содержания и организации работы по психорегуляции в команде в течение сезона.
Поскольку подготовительный период в хоккее с шайбой относительно короток по сравнению с соревновательным, то основной задачей на подготовительном этапе является углубленная психодиагностика и обучение игроков начальным навыкам самоконтроля и саморегуляции. В этот период целесообразно провести динамические исследования психического состояния игроков при воздействии на них тренировочных нагрузок различной интенсивности, определить их способности переносить нагрузки и врабатываться и восстанавливаться. Все это можно сделать, практически, не отвлекая хоккеиста от тренировочной деятельности, если использовать разработанную в лаборатории психологического контроля и психорегуляции ВНИИФКа аппаратуру для оперативной оценки уровня работоспособности и уровня нервно-психической напряженности спортсменов (по показателям квазистационарного потенциала КСП и электрокожного сопротивления — ЭКС). Все обследование по обеим методикам занимает около 30 с на одного человека и дает объективную информацию об уровне его работоспособности и нервного возбуждения на момент обследования. При измерении этих показателей до и после тренировки или тестовой нагрузки по их изменению легко определить, как спортсмен перенес данную нагрузку. По ним же оценивается, насколько он восстановился, например, ко второй тренировке или к утру следующего дня.
С помощью указанных методик можно оценить и морально-волевые качества спортсмена (как они проявляются в данный момент подготовки).
Таким образом, тренер получает первую практическую помощь от психолога в виде информации о состоянии хоккеистов и переносимости ими предлагаемых тренировочных нагрузок, благодаря чему он может оперативно корректировать объем и интенсивность этих нагрузок.
Одновременно следует провести психодиагностическое обследование игроков, направленное на выявление различных личностных качеств спортсменов, психофизиологических и социально-психологических характеристик. Здесь возможно использование широкого арсенала психодиагностических методов, с помощью которых можно получить информацию о  мотивации хоккеистов, путях ее поддержания, способах психической защиты, чертах личности спортсменов, их способности к ситуационной адаптации, развитии высших психических функций (например, внимания, памяти, мышления), взаимодействиях в звеньях, взаимоотношениях между спортсменами и отношении спортсменов к тренерам, скрытых и явных лидерах и др.
Вся эта информация может послужить основой для выработки так называемой тактики психорегуляции, определения основных направлений и задач работы по психорегуляции с каждым конкретным спортсменом. С другой стороны, полученная информация может стать основой для выработки рекомендаций для тренера по наиболее оптимальному комплектованию звеньев (троек нападения, пар защитников, пятерок в целом) с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого хоккеиста и их межличностных взаимоотношений. Здесь очень важны тесный контакт и хорошее взаимопонимание между тренером и психологом, поскольку только тренер является главным руководителем команды и любые идеи и предложения специалиста могут проводиться в жизнь только через тренера или с его помощью и разрешения.
В то же время в подготовительном периоде начинается и работа по психорегуляции. Здесь возможны два основных аспекта в направленности этой работы. Первый связан с использованием в тренировочном процессе восстановительных психорегуляционных мероприятий, которые должны войти в общую систему восстановления спортсменов. Второй — это обучение хоккеистов первым навыкам самоконтроля и саморегуляции своего состояния.
Несколько лет назад был проведен интересный эксперимент по выявлению способности высококвалифицированных спортсменов к самоконтролю и саморегуляции (В. П. Некрасов и др., 1980). Было выяснено, что на уровне мастеров спорта только 5% спортсменов (обследование проводилось на занимающихся 49 олимпийскими видами спорта) умеют правильно оценить свое состояние, а регулировать его — только единицы (всего было обследовано более 2500 спортсменов). В хоккее с шайбой были получены практически такие же результаты. Именно в этом мы видим один из важнейших путей совершенствования психологической подготовки хоккеистов.
Следует отметить, что благодаря применению принципа обратной биологической связи обучение указанным навыкам сильно упрощено. В лаборатории психологического контроля и психорегуляции ВНИИФКа разработаны методы такого обучения. Они успешно применяются в командах по различным видам спорта. В отличие от традиционной аутогенной тренировки здесь благодаря использованию вербального (голосового) воздействия и обратной связи спортсмены обучаются правильно оценивать свое состояние практически за 3—4 занятия длительностью 5—10 мин, расслабляться — за одну неделю, мобилизоваться — за 2—3 недели. Все это возможно, конечно, только при систематических занятиях. Обычно групповое занятие длится 15—20 мин, и при проведении одного занятия в день уже через 2—3 недели спортсмены свободно владеют навыками самоконтроля и саморегуляции.
Еще одним аспектом работы по психорегуляции в подготовительном периоде является выявление индивидуальной предпочтительности хоккеистов к средствам и методам психорегуляции. Дело в том, что в последнее время кроме традиционного вербального воздействия на спортсменов используются и аппаратурные средства психорегуляции, которые, с одной стороны, усиливают внушаемые ощущения (тяжести, тепла, легкости и др.), а с другой — сами вызывают локальный восстановительный эффект.
Кроме часто применяемой радио- и видеотехнической аппаратуры используются средства центральной электроанальгезии (например, прибор ЛЭНАР), слаботочной электростимуляции (ЭМС-02, Амплипульс), приборы электропунктуры (ПЭП-01, Элита-4) и др. Однако степень воздействия перечисленной аппаратуры, а также режимы ее работы для разных спортсменов различны. Поэтому одна из задач в подготовительном периоде — подбор наиболее подходящих сочетаний средств и методов воздействия и режимов работы аппаратуры в зависимости от индивидуальной предпочтительности спортсменов. Такая предпочтительность может быть следствием различных обстоятельств: ассоциаций, наличия застарелых травм и т. п. Для более эффективного использования средств и методов психорегуляции в соревновательном периоде выявление такой предпочтительности является обязательным.
Таким образом, по окончании подготовительного периода психолог обладает довольно подробными психологическими характеристиками игроков и знает их сильные и слабые стороны в психологической подготовленности. Кроме того, спортсмены уже научены навыкам самоконтроля и саморегуляции, подобраны наиболее оптимальные сочетания средств и методов психорегуляции для каждого члена команды, налажен контакт с игроками, которые теперь уже прониклись пониманием важности и необходимости высокой психической готовности наравне с физической, тактической и технической. Кроме того, совместно с тренером и врачом команды определены игроки, которым в первую очередь необходима помощь психолога в восстановлении работоспособности, настройке на матчи, снятии излишнего предстартового нервного напряжения и т. п.
В период контрольных товарищеских игр основным методом становится наблюдение. Можно выделить два направления в наблюдении: 1) наблюдение за поведением хоккеистов в игре и на скамейке запасных; 2) наблюдение для выявления слабых звеньев функциональной организации спортсменов. Первое позволяет выяснить, над чем следует работать в плане коррекции поведения. Второе позволяет выявить, какие функциональные блоки разрушаются у спортсмена в первую очередь при нарастании утомления и нервного напряжения.
Дело в том, что существует три основных функциональных блока: блок восприятия и переработки поступающей информации; исполнительский блок и блок коррекции. Другими словами, первый отвечает за правильный анализ ситуации и правильное принятие решения к действию, второй — за правильное исполнение действия и третий — за коррекцию неправильно выполненных действий.
У любого человека эти блоки развиты неодинаково, и при воздействии утомления или нервного напряжения прежде всего разрушается наименее развитый. В связи с этим хоккеист либо начинает принимать неверные решения, либо решения верны, но страдает их исполнение, либо, допуская ошибку, игрок не видит ее и повторяет много раз. Благодаря выявлению таких слабых звеньев организации спортсменов тренер получает информацию о том, над чем в первую очередь необходимо работать с конкретным игроком. С другой стороны, он может учесть такую информацию при разработке тактики игры на конкретный матч или даже период в зависимости от функционального состояния хоккеистов. Например, спортсмену, у которого хуже развит аналитический блок, следует упрощать задание в случае сниженной работоспособности, предлагать играть ему проще, надежнее, не искать замысловатых решений.
Психолог же в своей работе также должен учесть полученную информацию и постараться во время сеансов психорегуляции развить у спортсмена «страдающий» блок. Но это уже работа длительная и довольно трудная, хотя и приводящая в случае успеха к очень важным результатам — повышению соревновательной надежности спортсмена.
С наступлением соревновательного периода акцент переносится на работу по оперативному восстановлению, настройке и идеомоторной тренировке конкретных технико-тактических навыков. Здесь снова мероприятия по психорегуляции должны стать частью всей системы восстановления хоккеистов в перерывах между играми. Причем большое значение имеет то, что это практически единственный способ психического восстановления,  которое не менее важно, чем физическое. Дело в том, что соревновательный период очень долог, а нагрузки высоки. В связи с этим довольно быстро появляется психическое утомление, выражающееся в нежелании тренироваться и играть, отсутствии настроя и т. п. Здесь очень важны как традиционные меры отвлечения игроков от хоккея (кино, концерты, видеофильмы и др.), так и восстановительная психорегуляция, направленная на повышение именно психической работоспособности спортсменов.
Другая задача психорегуляции в соревновательном периоде — идеомоторная тренировка технико-тактических навыков. Здесь речь идет о «внушении» тренерских установок на конкретную игру с конкретным противником. Дело в том, что во время тренировки хоккеисты могут отработать какую-либо тактическую заготовку или стандартное положение лишь несколько раз (затем наступает утомление). Во время же сеанса психорегуляции с помощью идеомоторной тренировки спортсмены мысленно могут «сыграть» момент сколько угодно раз, да еще одновременно восстанавливая свою работоспособность с помощью аппаратурных средств воздействия, упоминавшихся уже выше. Благодаря этому навык игры в конкретной ситуации автоматизируется, и его затем намного легче отработать на тренировке.
В таком сеансе могут отрабатываться как индивидуальные, так и коллективные задания на игру. Причем с помощью разработанного нами метода «репортаж» (К. Р. Ставицкий, Н. А. Государев, 1981) создается полное впечатление участия в игре. Этот метод был успешно апробирован в хоккее с мячом, баскетболе и в настоящее время применяется в хоккее с шайбой.
Наилучшая организация работы по психорегуляции в соревновательном периоде заключается в ежедневной диагностике уровня работоспособности и нервно-психической напряженности спортсменов и проведении сеансов психорегуляции (как групповых, так и индивидуальных), направленных на восстановление работоспособности и идеомоторную подготовку к предстоящей игре. К сожалению, психолог не может находиться постоянно вместе с командой, поэтому приходится прибегать к упрощенной схеме работы только в день матча, да и то «дома».
В день игры после раскатки проводится оперативная диагностика состояния хоккеистов. По ее результатам отбираются игроки, которым необходимо восстановление или снятие нервно-психического напряжения. По рекомендации тренера отбираются еще несколько человек (обычно лидеры команды), для которых тренер наметил индивидуальные задания на предстоящую игру. Затем, по приезде на базу, перед обедом проводятся психорегулирующие беседы или кратковременные сеансы с игроками, не вошедшими в эту группу, но проявившими желание поработать с психологом.
После обеда проводится основная работа по психорегуляции с отобранными игроками. Обычно в распорядке дня наших хоккейных команд игроки после обеда 2—3 ч отдыхают (чаще всего спят). Однако, как показал наш опыт, участие в 20—30-минутном сеансе психорегуляции и соответственное сокращение сна не только не мешают, а, наоборот, приводят к лучшему как физическому, так и психическому восстановлению.
Как правило, эти сеансы проводятся либо в первые полчаса после обеда (тогда вывод из состояния релаксации не производится, и спортсмены практически из сна внушенного переходят ко сну естественному), либо в последние полчаса перед подъемом (тогда в конце сеанса усиливается мобилизационный эффект).
В зависимости от задач проводятся как индивидуальные, так и групповые сеансы. Так, при необходимости отработки (идеомоторной) какой-либо стандартной ситуации (например, игры в меньшинстве или большинстве) в сеансе принимает участие либо пара защитников, либо тройка нападающих, либо вся пятерка вместе.
В случае снятия излишнего нервного напряжения и настройки на предстоящий матч работа чаще всего проводится индивидуально. Лимитирующим фактором здесь может быть также отсутствие места для проведения групповых сеансов, поскольку не на всех спортивных базах имеются условия для проведения такой работы.
Дальнейшая работа по психорегуляции проводится непосредственно перед матчем и во время него. Может быть снова проведена оперативная психодиагностика и на ее основе короткие сеансы психорегуляции (длительностью до 5 мин) на снятие явлений предстартовой лихорадки у некоторых игроков.
Во время установки на игру перед началом матча также могут быть использованы средства психорегуляции. Установка может проводиться в состоянии релаксации (расслабления), вызываемого специалистом у игроков, а проводить установку будет тренер. В таком состоянии спортсмены лучше запоминают то, что им говорится.
Наконец, во время матча могут проводиться микросеансы (длительностью 1—2 мин) прямо на скамейке запасных (например, при ярком проявлении нервного возбуждения, для снятия болевых ощущений). Наш опыт такой работы показал ее эффективность.
В перерывах матча также может проводиться оперативная работа по психорегуляции, в основном направленная на снятие отрицательных эмоций и настройку на дальнейшую борьбу при неблагоприятном развитии матча, а также для лучшего усвоения игроками скорректированных тренерских установок.
Описанные в статье организация и содержание работы по психорегуляции приводят к лучшей психологической готовности игроков в любой момент годичного цикла. Такая система успешно апробирована и применяется в хоккее с шайбой, хоккее с мячом, баскетболе.

Принцип действия высокоинтенсивных интервальных тренировок

 

Исследователи из Каролинского института Швеции изучили клеточный механизм, который стоит за удивительными преимуществами коротких высокоинтенсивных интервальных тренировок. Их выводы, опубликованные в научном журнале PNAS, также объясняют, почему антиоксиданты подрывают эффективность тренировок на выносливость.

Нескольких минут высокоинтенсивных интервальных упражнений достаточно, чтобы произвести эффект, равный или превосходящий тот, который достигается с помощью более длительных традиционных тренировок на выносливость. Упражнения высокой интенсивности стали популярными среди спортсменов, а также пациентов с нарушенной функцией мышц. Тем не менее, один вопрос до сих пор оставался без ответа: каким образом несколько минут упражнений высокой интенсивности дают такой удивительный эффект?

Чтобы понять, что происходит в клетках мышечной ткани во время тренировок высокой интенсивности, исследователи попросили непрофессиональных спортсменов мужского пола осуществить велозаезд с максимальной выкладкой на протяжении 30 секунд с последующими четырьмя минутами отдыха, и повторить процедуру шесть раз. Затем они взяли образцы мышечной ткани из бедер.

«Наше исследование показывает, что три минуты упражнений высокой интенсивности расщепляют кальциевые каналы в клетках мышц», - говорит профессор Хакан Вестерблад, главный исследователь кафедры физиологии и фармакологии Каролинского института. «Это вызывает долговременное изменение в том, как клетки поглощают кальций, и является отличным сигналом для адаптации, например, формирования новых митохондрий».

Митохондрии подобны электростанциям клеток, и изменения, которые стимулируют образование новых митохондрий, увеличивают мышечную выносливость. Исследователи обнаружили, что расщепление кальциевых каналов при выполнении упражнений высокой интенсивности вызвано увеличением количества свободных радикалов, которые являются крайне реактивными и окисляют клеточные белки.

Клетки снабжены антиоксидантной системой защиты для улавливания и нейтрализации радикалов. Антиоксиданты такие, как витамины Е и С, также присутствуют в пище и являются распространенными ингредиентами в биологически активных добавках. В настоящем исследовании, ученые изучили, что происходит, когда на отдельные мышцы мышей воздействует антиоксидант до и после стимулированной высокоинтенсивной интервальной тренировки.

«Наше исследование показывает, что антиоксиданты нейтрализуют эффект физических нагрузок на кальциевые каналы, что может объяснить, почему они ослабляют реакцию мышц на тренировки на выносливость», - говорит профессор Вестерблад. «Наши результаты показывают также, что три минуты высокоинтенсивных интервальных упражнений не влияют на кальциевые каналы элитных спортсменов на выносливость, которые развили более эффективные антиоксидантные системы защиты».

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы хоккеистов по данным электрокардиографических исследований

 

Электрокардиографический метод исследования давно и широко вошел в практику спортивной медицины (С. П. Летунов, 1957; А. Г. Дембо с соавторами, 1961; Л. А. Бутченко, 1963; В. Н. Дзяк с соавторами, 1966; Н. Д. Граевская, 1975, и др.).
Л. А. Бутченко в 1963 г., Н. Reindell с соавт. в 1967, Н. Д. Граевская в 1975 и др. определили физиологические параметры изменений электрокардиограмм (ЭКГ) в процессе многолетней подготовки у занимающихся циклическими видами спорта.
Вместе с тем до сих пор наука практически не имеет данных, которые позволяли бы оценивать основные электрокардиографические показатели у хоккеистов высокой квалификации.
Анализируя 1440 ЭКГ 18—-30-летних высококвалифицированных хоккеистов, прежде всего обращали внимание на частоту сокращений сердца (ЧСС), на лабильность синусового ритма, на показатели, характеризующие предсердно-желудочковую (Р—Q) и внутрижелудочковую (QRS) проводимости, а также электрическую систолу (Q—Т) и ряд других ЭКГ-сдвигов (см. таблицу).

Основные показатели ЭКГ у обследуемых

ЧСС в покое в среднем составила 52 уд/мин, т. е. в большинстве случаев отмечалось тенденция к брадикардии. Вместе с тем коэффициент вариации (Cσ) равнялся 10%, что свидетельствовало о достаточно высоком колебании частоты пульса в покое. Относительно большой ЧСС была у отдельных хоккеистов в период ответственных соревнований (олимпийских игр, первенства мира) и на завершающем этапе чемпионата СССР.
Обращает на себя внимание значительная лабильность синусового ритма (L) — степень выраженности синусовой аритмии во все периоды тренировочного и соревновательного процессов.
При этом коэффициент вариации (Сσ) достигал 100 %.
По данным С. П. Летунова (1957), А. Г. Дембо (1963),. В. Н. Дзяка с соавторами (1966), синусовая аритмия отмечена (соответственно) у 54, 61,8 и 15% обследованных. Значительное увеличение синусовой аритмии у наблюдавшихся объясняется изменением состояния вегетативной нервной системы в ответ на тренировочные и соревновательные нагрузки.
Продолжительность предсердно-желудочковой проводимости у большинства обследованных приближалась к верхней границе нормы, а незначительное (до 0,24 с) удлинение интервала Р—Q было лишь в 4% случаев при отсутствии отклонений в состоянии здоровья как следствие усиления вагусных влияний (преобладания тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы). Приходящее уменьшение интервала Р—Q до 0,11 с зафиксировано в трех случаях — тоже у наблюдавшихся с хорошей степенью подготовленности.
Как видно из таблицы, время внутрижелудочковой проводимости, в основном, не выходило за пределы нормы (0,08±0,0007 с), однако в 10% случаев удлинялась QRS (до 0,1 с, т. е. до верхней границы нормы). В таких случаях это удлинение, как правило, сочеталось с частичной блокадой правой ножки пучка Гиса, которая, по мнению Н. Д. Граевской (1975) и др., находит логическое объяснение в замедлении проведения возбуждения по наджелудочковому гребешку.
Увеличение продолжительности интервала Q—Т в большинстве случаев было связано с физиологической гипертрофией левого желудочка сердца и свидетельствовало о хорошем состоянии миокарда.
При оценке функционального состояния сердца спортсменов определенное значение имеет и оценка степени расхождения углов векторов QRS и Т.
Анализ векторов углов QRS и Т показал, что у подавляющего большинства хоккеистов <αQRS и <αТ находятся в пределах границ, соответствующих хорошему функциональному состоянию сердечной мышцы.
Такие же данные были получены и при оценке амплитуды зубцов Т в отведениях V1 и V6.
Итак, результаты анализа ЭКГ у высококвалифицированных хоккеистов показали, что в целом частота разных изменений ЭКГ соответствует показателям, отмеченным у спортсменов, которые занимаются циклическими видами спорта, и что многолетние напряженные тренировки не вызывают ухудшения в функциональном состоянии миокарда. В оценке данных ЭКГ особого внимания требует показатель лабильности синусового ритма, поскольку он достаточно информативен и при динамическом наблюдении приобретает большую диагностическую ценность.
Самый простой и доступный метод изучения лабильности ритма деятельности сердца по записи на ЭКГ интервалов R—R при проведении врачебно-педагогических наблюдений — кардиоинтервалометрия (Р. М. Баевский, 1970; И. А. Овсышер, 1970; С. 3. Клецкий, 1979, и др.).
Установлено, что пусковые механизмы работы сердца, связанные с влиянием непосредственно на синусовый узел (автономная регуляция за счет «местных гормонов» и центральная регуляция), составляют двухконтурное управление сердечного ритма. Средняя частота сокращений сердца зависит и от того, в какой части синусового узла расположен водитель ритма. Клетки, размещающиеся в верхней части синусового узла, обладают повышенной возбудимостью и выступают в роли водителя ритма, обеспечивая более высокую ЧСС; клетки нижней части синусового узла — водители ритма при брадикардии.
В связи с этим становится понятным, что чем более тренирован спортсмен, тем чаще тенденцию к брадикардии отмечают у него в покое. Изменения показателей ритма у спортсменов можно изобразить графически.
Разновидностей построения кривых распределения ритма сердца, на которых можно наглядно получить тип регуляции сердечного ритма, несколько.
В практике работы при врачебно-педагогическом контроле для экспресс-диагностики наиболее приемлема, с нашей точки зрения, форма, разработанная специалистами Свердловского врачебно-физкультурного диспансера (см. рисунок).


Для практического использования данной методики записали ЭКГ во втором стандартном отведении в течение минуты в покое (у пациента, находившегося в положении «сидя») и на первой минуте восстановления после 30 приседаний. Циркулем последовательно измеряли все интервалы R—R. С учетом скорости записи ЭКГ по стандартным таблицам вычисляли временные значения каждого цикла и строили график, на котором откладывали границы временных значений интервалов R—R и средний показатель пульса. Крайними точками на графике отмечали значения самого короткого и самого длинного интервалов R—R. Средний показатель R—R, как правило, дает моду М, т. е. наиболее часто встречающееся значение R—R.
При оценке степени регулирования сердечного ритма по моде в клинике Р. М. Баевский (1976) выделял 3 типа регулирования: симпатикотонический (М—0,5—0,7"), нормотонический (М — 0,7—0,9") и ваготонический (М—1—1,2").
В проведенных нами динамических обследованиях 74 хоккеистов высокой квалификации эти показатели в покое были в пределах следующих границ: для симпатикотоническога типа М — от 0,8 до 1", для нормотонического — 1—1,2", а для ваготонического— 1,2— 1,5".
Смещение значения величины R—R влево до 0,5" и возвращение к исходной (до 1,1") (см. рисунок) после нагрузки расценивали как нормотонический тип. Если после нагрузки R—R смещался влево и не достигал исходного, то данный тип кривой оценивали как симпатикотонический. И, наконец, смещение значения R—R влево после нагрузки с последующим восстановлением свидетельствовало о преобладании ваготонического типа регуляции сердечного ритма.
Таким образом, применение описанной методики способствует получению объективной информаций о состоянии регуляции сердечного ритма. В комплексе с другими данными врачебно-педагогических наблюдений методика может быть использована для оперативного контроля за функциональным состоянием хоккеистов.

Адаптация сердечно-сосудистой системы спортсменов к нагрузкам различной направленности

 

Механизмы адаптации сердечно-сосудистой системы спортсменов к нагрузкам различной направленности изучались методами
эходопплеркардиографии, вариационной пульсометрии и определения активности ферментов в сыворотке крови. У спортсменов
с разной направленностью тренировочного процесса выявлены различия по показателям морфометрии сердца, гемодинамики
и показателям, отражающим состояние системы регуляции сердечным ритмом. Показано, что механизмы долговременной
адаптации сердечно-сосудистой системы к нагрузкам различной направленности связаны, в первую очередь, с перестройкой
метаболических процессов, что согласуется с принципом преимущественного структурного обеспечения систем, доминирующих
в процессе адаптации.

 

...

 

Читать полностью (0.1мб)

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©