Спортивная психология

Психологически значимые условия спорта

Для анализа психологической специфики вида спорта, соревновательного упражнения или спортивного амплуа представляется существенным рассмотрение условий деятельности, соотносимых с операциями, входящими в состав деятельности и действий. К операциям предъявляются высокие требования в отношении автоматизма, необходимого для действий в условиях дефицита времени, при необходимости слитного выполнения цепочки двигательных актов и т. д. Условия в конечном счете мало меняют мотивационную и целевую сторону соревновательных действий, но существенно влияют на конкретику операций. Условиями служат: среда движения и среда опоры, погодные и климатические условия, престиж и статус вида спорта и конкретных соревнований, традиции и правила соревнований, опыт, наличие задатков и одаренности спортсмена относительно данного вида спорта, контроль, сформированность у спортсмена специализированного восприятия по типу чувства воды, дистанции, мяча, снега, хода лодки. Все эти условия выступают чаще всего как объективные причины удач или неудач. Они являются предметом пристального внимания спортсменов и тренеров при освоении новых соревновательных площадок, акваторий, при отборе в группы новичков, при коррекции планов игры или тактики.

В самом общем виде условия представляют собой конкретные требования к построению автоматизированных навыков, а их учет создает предпосылки высоких степеней совершенства техники и тактики в спорте.

Рассмотренная нами психологическая специфика мотивов, целей и условий спортивной деятельности может и должна быть рассмотрена двояко. Во-первых, как совокупность культурно-исторических требований к психике спортсменов, которые порождаются спортивной деятельностью и которым спорстмен должен отвечать по мере освоения спортивной деятельности. Во-вторых, как деятельность, действия и операции, в ходе освоения которых спортсмен «вычерпывает» для себя спортивные мотивы, цели и условия.

Подробно рассмотрите все изложенные выше особенности психологически значимых условий применительно к избранному виду спорта. Выделите из них наиболее существенные для вас на конкретном этапе подготовки.

Объемные требования Теория

Проблема психологической характеристики вида спорта. Основные понятия. Эмпирические и теоретические классификации. Психологически значимые требования в различных видах спорта. Их уровни с позиций деятельностного подхода.

Мотивационная специфика видов спорта: социальная ответственность; характеристика контактирования; оттенки мотивов.

Целевая специфика различных видов спорта. Значимость ситуаций выбора в спорте. Основные цели выбора: преодоление опасности, эмоциональная насыщенность, социальная поддержка, эргономичность.

Специфика психологически значимых условий спорта. Значимость факторов среды, погоды, статуса, престижности, традиций и правил, задатков и одаренности, контроля, специализированного восприятия.

Целевая специфика видов спорта

Целевую основу специфики различных видов спорта, соревновательных упражнений и спортивных амплуа составляют факторы, имеющие, двойственный, полярный характер. Этими факторами спортсмен и тренер постоянно ставятся в ситуацию выбора между сущностно противоположными подходами к построению тренировочного процесса и почерка выступления спортсмена и команды на соревнованиях.

В психологической теории деятельности, реализующей идеи системного подхода, в структуре деятельности выделяется категория действий, определяемых целями, соотносимых с целями. При этом цели не выдумываются, не ставятся, а органично вытекают из предшествующих действий на основе опережающего отражения. В предлагаемом варианте психологической специфики различных видов спорта акцент сделан на категории действий, которые составляют ядро выбора средств для достижения соревновательных целей. Цели могут существенно меняться от соревнования к соревнованию или быть относительно постоянными в течение длительного времени.

В качестве таких целей чаще всего выступают: преодоление опасности, социальная поддержка, эмоциональная насыщенность, и эргономичность.

Опасность как один из основных стрессирующих факторов в спорте, по-разному значима в различных его видах и представлена развитой гаммой неприятностей, которые подстерегают спортсмена на каждом шагу: от опасности для жизни до опасности проигрыша соревнований. Всегда существует альтернатива рискнуть, выиграть за счет недостаточно освоенного приема, повышения скорости, неподготовленного удара или «сделать свою игру», показать свой результат, использовать коронный прием, не рискуя сколько-нибудь существенно. Проблема оправданного риска или чрезвычайной осторожности остается постоянной

проблемой для тренера и спортсмена, служит целью, с которой сверяется соответствующий арсенал средств. Психологически это проблема реализации интеллекта и чувственной ткани сознания, проблема уверенности и тревожности.

Социальная поддержка как изменение поведения спортсмена вследствие присутствия других спортсменов, судей, зрителей являет собой пример множества непредсказуемых ситуаций, постоянное решение задачи снискания одобрения, поддержки или уход от неодобрения, недовольства со стороны окружающих, в том числе, соперников и партнеров по команде. Можно пытаться заручиться этой поддержкой с помощью самых различных средств: хорошей игры, корректности по отношению к соперникам и судьям, проявления волевых качеств и т. п. Не всегда кратчайшая дорога к победе лежит через одобрение. Есть немало примеров в спорте, связанных с очевидным выбором скандальных путей к цели, вызывающих недовольство зрителей, участников соревнований, тренеров, судей.

Эмоциональная насыщенность составляет еще один из подходов к целям спортивного поединка. Среди этих целей – реализация резервов человеческих эмоций. В конечном счете спортсмену приходится выбирать одну из альтернатив: эмпатия и экспрессия. В различных видах спорта по-разному смотрят на проблемы эмпатии и экспрессии; на их основе могут быть построены в равной мере успешные программы выступлений, могут быть задействованы агрессивные или эстетические устремления соревнующихся спортсменов и команд.

Эргономичность вида спорта как обеспечение максимально возможного использования конструкторских достижений и надежного освоения технических средств данного вида спорта постоянно привлекает внимание тренеров и спортсменов, заставляя решать извечную дилемму эффективности спортивного снаряда и некоторых неудобств, создаваемых его использованием. Как правило, перед создателями технических средств ставится задача разработки таких приспособлений, снарядов, конструкций, которые были бы и эффективны, и удобны. Однако на практике спортсмены используют весьма различающиеся по части эффективности и удобства их использования технические средства, проявляя избирательное отношение по причинам индивидуального характера.

Подробно рассмотрите все изложенные выше целевые особенности применительно к избранному виду спорта. Выделите из них наиболее существенные для вас на конкретном этапе подготовки.

Проблема психологической характеристики вида спорта

Рано или поздно перед тренерами и спортсменами встает проблема определения психологических условий, связанных с совершенствованием подготовки в определенном виде спорта, соревновательном упражнении или спортивном амплуа.

В «Толковом словаре спортивных терминов» под видом спорта понимается исторически сложившийся в ходе развития спорта конкретный, относительно самостоятельный вид соревнований. Всеми вопросами проведения соревнований по конкретному виду спорта обычно руководят федерации, комитеты международного и национального уровня. По видам спорта разработаны национальные и международные правила соревнований. Вид спорта может включать один или несколько видов соревнований, соревновательных упражнений, спортивных дисциплин. Иногда соревнования по различным видам спорта объединяются для проведения олимпиад, спартакиад, фестивалей. Различают олимпийские, профессионально-прикладные, зимние, летние, водные, военно-прикладные, национальные, циклические, скоростно-силовые, сложно координационные виды спорта.

Соревновательное упражнение представляет собой разновидность определенного вида спорта, которая рассматривается как самостоятельный вид программы соревнований по данному виду спорта. За победу в соревновательных упражнениях присваиваются звания чемпионов, в соревновательных упражнениях разыгрываются медали и призы, как индивидуальные, так и командные.

Для некоторых видов спорта, весьма немногих, этот термин не используется, поскольку они не имеют отдельных спортивных дисциплин; однако и в них разыгрываются звания и медали в разных возрастных или половых группах. Сюда же следует отнести варианты проведения соревнований в закрытом помещении или на открытом воздухе, в дневное и в ночное время, которые также множат ряды соревновательных упражнений, учитываемых рекордов и чемпионских званий.

В случае совпадения понятий вид спорта и соревновательное упражнение мы будем использовать их ниже как синонимы; в остальных случаях различие в их употреблении связано с изложенным выше.

Термин спортивное амплуа отражает специфику функций отдельных спортсменов в командных видах спорта. Специализация в различных видах спорта бывает порой весьма значительной. Например, в регбийном матче некоторым игрокам за всю игру не удается подержать мяч в руках, а рулевому академической восьмерки в процессе гонки не приходится прикладывать усилия к веслу.

Проблема психологической специфики вида спорта, соревновательного упражнения, спортивного амплуа становится все более актуальной, поскольку резервы человеческой психики – одна из надежд на дальнейшее повышение спортивных достижений и снижение продолжительности сроков подготовки высококвалифицированных атлетов.

Теория и практика психологического обеспечения спортивной деятельности при прогнозе ее успешности в нашей стране и за рубежом с различной степенью результативности используют перспективные модели развития психики, профили элитарных выборок, валидные психологические тесты.

Валидность - один из важных критериев пригодности теста для исследовательских целей, характеризует соответствие между выраженностью определенного свойства психики и конкретным методом его измерения.

Имеются примеры использования комплексных и системных предпосылок психологического обеспечения, реализующих большее или меньшее число системных признаков, а следовательно, и больший или меньший учет задействованных в конкретном виде соревнований различных психических факторов.

До сих пор нет общепринятой психологической классификации видов спорта, не говоря уже о специфике соревновательных упражнений или спортивных амплуа. Отечественные и зарубежные классификации, как правило, не охватывают и половины существующих видов спорта, а до соревновательных упражнений и амплуа вообще дело не доходит.

В спортивной психологии еще не сложилось однозначного подхода к решению проблемы психологической характеристики видов спорта. Среди используемых до сих пор подходов можно выделить два основных: эмпирический, и теоретический, основанный на учете специфики требований различных видов спорта к психике лиц, занимающихся этими видами.

Первый подход широко принят в американской и западноевропейской психологии спорта; не отказываются от него и отечественные специалисты. Он предполагает выделение наиболее устойчивых характеристик личности, присущих представителям того или иного вида спорта. К числу таких характеристик обычно относят мотивацию, активацию, агрессию, тревожность, общительность, эмоциональную выразительность и устойчивость, интеллект, антиципацию, уровень притязаний.

Антиципация – способность предвидения дальнейшего развития событий, явлений, результатов действий. Эта способность может являться основой интуитивных решений различных задач или реакций на какое-либо событие до его наступления.

Определенный профиль личности, построенный на таких характеристиках, должен, по мнению исследователей, отличаться от профиля неспецифической выборки, а сами характеристики должны иметь тенденцию к развитию по мере занятий данным видом спорта.

Специалистам также хорошо известны факты психических различий между представителями различных видов спорта или разных амплуа в одном и том же виде спорта, встречающиеся гораздо чаще, чем различия между спортсменами конкретного вида спорта и лицами, не занимающимися спортом. К тому же выборки высококвалифицированных спортсменов невелики, что снижает ценность их сопоставления с многочисленными неспецифическими выборками.

Нам представляется, что развитие любого из перечисленных выше качеств личности и их сочетания может быть достигнуто и в сфере деятельности, не связанной со спортом.

Еще один аргумент против эмпирического подхода в науке выразил А. Эйнштейн: «На опыте можно проверять теорию, но нет пути от опыта к теории».

Другой подход к построению психологической характеристики видов спорта обычно сопряжен с установлением некоторого небольшого числа факторов, позволяющих сопоставлять, ранжировать виды спорта по степени необходимости преодоления этих психических преград в ходе занятий данным видом спорта. Эти факторы имеют характер объективных требований к психике спортсмена. В качестве таких факторов обычно выступают: быстрота действий в малопрогнозируемых ситуациях, вероятность травмы, косвенный или непосредственный контакт с соперником.

Аналогичная классификация предложена нашим соотечественником Т. Т. Джамгаровым. В ней учитывается характер противоборства, характер контакта с противником, а также характер взаимосодействия с партнерами и соперниками.

Взаимосодействие – особенность совместного действия нескольких субъектов, в котором каждый, решая свои задачи, одновременно способствует решению задач, стоящих перед остальными партнерами.

В основе рассмотренных выше классификаций лежат факторы, вызывающие стресс в том или ином виде спорта. По мнению специалистов, такие классификации охватывают далеко не все виды спорта и не затрагивают область спортивных амплуа. Кроме того, вне данных теоретических моделей остаются весьма значимые для результата, но не стрессирующие факторы: эмоциональная выразительность, интеллект, сложность координации движений, эргономические особенности, цикличность.

Если к этому добавить недостаточную разработанность социально-психологических сторон становления спортивного мастерства в различных видах спорта, обеспечивающих статус личности и ее перспективу, то необходимость более современного облика психологической характеристики видов спорта, соревновательных упражнений и спортивных амплуа становится очевидной как с позиций гуманизации спорта, так и психологического мониторинга.

Психологический мониторинг – регулярное, планомерное отслеживание динамики психических свойств, процессов и состояний в течение длительного времени. При этом используется комплекс методик, позволяющих решить существенные проблемы: психического здоровья, надежности, управления спортивной формой и т. п.

Работа по определению психологически значимых требований видов спорта, соревновательных упражнений и спортивных амплуа была проведена и автором данного учебного пособия. В основу разработки были положены основные понятия психологической теории деятельности. В соответствии со структурой деятельности в предлагаемой нами психологической характеристике видов спорта выделены три фактора:

• фактор мотивов, положенных в основу всей деятельности спортсмена, не исключая и оттенки мотивов, свойственные тому или иному виду спорта;

• фактор целей, определяющих специфику действий в конкретном соревновательном упражнении, где главной целью является достижение спортивного результата;

• фактор условий, составляющих многочисленную группу требований к психике, обязательных для учета в операциях.

Операция – этим термином в теории деятельности обозначаются законченные и, как правило, автоматизированные акты, входящие в состав действий. В отличие от действий, определяемых целями, и деятельности, определяемой мотивами, операции определяются условиями предметной ситуации, в которых воплощены, встроены в форме значений общественно выработанные схемы поведения.

В результате выделения этих факторов специфика требований вида спорта, соревновательного упражнения или спортивного амплуа может быть представлена пятью уровнями, три из которых относятся к мотивом: социальная ответственность; специфика контактов с партнерами и соперниками, а также основные оттенки мотива вида спорта с акцентом на обеспечение цикличности, управление движением или ситуативное противоборство.

При анализе конкретного вида спорта, соревновательного упражнения или спортивного амплуа весьма полезно не только рассмотрение традиционно очевидных особенностей избранного вида спорта, но и внимательное отношение ко всем названным требованиям. Как показывает опыт использования данного подхода к анализу конкретного вида спорта, в результате этого предоставляется возможность выявить существенные резервы психологической подготовки спортсменов за счет использования приемов в остальных, даже, казалось бы, весьма несходных видах спорта. Эти парадоксы чаще всего и составляют арсенал «маленьких хитростей» опытного тренера и спортсмена, поскольку опираются на традиционную инертность мышления и поведения соперников.

Кроме того, довольно часто приходится иметь дело с видами спорта, которые не могут в полной мере быть отнесены к одной из ветвей предложенной классификации.

Предполагается также, что спортсмен или тренер при психологическом анализе избранного вида спорта, соревновательного упражнения или амплуа будут исходить из конкретной ситуации и реальных условий: уровня подготовленности, возраста, пола, наличия времени для решения задач подготовки.

Знакомы ли вам ситуации в спорте, когда от спортсмена требуется проявление особых, исключительных свойств психики? Какие это свойства? Нет ли, с вашей точки зрения, вне спорта профессий, в которых требуются те же самые психические свойства?

Мотивационная специфика видов спорта

Мотивационная специфика видов спорта весьма обширна и многообразна по своим проявлением и формам. Здесь и различные контрактные формы, реализующие мотивы спортсмена, клуба, предпринимателей, спонсоров, государственные интересы, культурные традиции. Здесь и мотивы познания человека, мотивы общения в сфере спорта и по поводу спорта, здесь и удовлетворение агрессивных склонностей в жестких физических контактах, и множество непрямых, опосредованных контактов, принуждения соперника с помощью ударов и бросков мяча, во-10 лана, шайбы. Наконец, сложная и многовариантная специфика становления мотивов окончательного выбора вида спорта, соревновательного упражнения или амплуа, то есть стремления к победе именно в цикличности, управлении движением или ситуативном противоборстве.

По ходу знакомства с мотивационной спецификой видов спорта вам предлагается избрать один из конкретных видов состязаний, лучше всего тот, который наиболее освоен, и соотносить излагаемый далее материал с вашими представлениями о психических особенностях занимающихся данным видом спорта. При этом следует учитывать пол, возраст, спортивную квалификацию, социальный статус спортсмена или команды и многие другие факторы подготовки и участия в соревнованиях.

Социальная ответственность как мотив соревновательной деятельности в конкретном виде спорта может носить индивидуальный или командный характер. Как кажется на первый взгляд, вам не трудно будет решить вопрос о характере преимущественной ответственности. Однако первый взгляд сменяется вторым, и здесь вы выясняете, что в самых индивидуальных видах спорта и соревновательных упражнениях доля командной ответственности весьма велика. Она возрастает по мере роста мастерства спортсмена и вклада клуба в его подготовку и обеспечение участия в соревнованиях. Сомневающимся достаточно рассмотреть контракты спортсменов-профессионалов, в которых масса специально оговоренных сторон ответственности перед клубом, командой. Напротив, в командных видах спорта и соревновательных упражнениях весомы мотивы индивидуальной ответственности, готовности взять на себя игру, инициативу, лидерство в переломные моменты поединка или матча.

Социальная ответственность может быть различной и в спортивных амплуа, в соответствии с той ролью, которую играет данный спортсмен в состязаниях.

Контакт с противниками или партнерами также является важной мотивационной особенностью избранного вида спорта. Различают три основных разновидности контактов: непосредственные, опосредованные и условные.

Непосредственные контакты, в свою очередь, могут различаться степенью жесткости физических воздействий. Например, в борьбе, боксе, регби жесткие физические контакты предусмотрены правилами. Физические контакты могут быть эпизодическими, не предусмотренными правилами, но возникающими по ходу состязания вследствие нахождения соперников на одной площадке, дорожке. Психологами спорта неоднократно отмечались различия спортсменов в стремлении к жестким физическим контактам или, напротив, уходе от жестких приемов.

Опосредованные контакты характеризуются наличием общего для соперников и партнеров предмета: мяча, шайбы, волана, фигур на доске. Спортсмен в соответствии с правилами данных состязаний производит собственные действия с предметом, направляя его в определенное место площадки, в ворота, корзину и заставляя тем самым соперника производить ответные действия. Здесь большую роль играют зрительная афферентация и психические состояния, позволяющие адекватно реагировать на движение предмета в пространстве. Непосредственные и опосредованные контакты часто чередуются в тех видах, где они разрешены правилами.

Условные контакты подразумевают широкий спектр возможного воздействия на соперников и партнеров, при этом зрительная, слуховая и прочая дистантная информация не обязательна для учета соперниками и партнерами, которые могут и не реагировать на нее, но обработка этой информации и включение ее в состав деятельности повышают вероятность успеха.

Дистантная информация – информация, которая может быть получена на основе ощущений, не требующих непосредственного контакта соответствующего анализатора с источником ощущений.

В видах спорта, где эта информация преобладает, спортсмены соревнуются на разных дорожках, по очереди выходят на помост, могут даже не видеть друг друга. В широком смысле к условным контактам можно отнести и информацию, получаемую через средства массовой коммуникации, и всевозможные слухи, и многое другое. Разумеется, такого рода контактами пользуются и в видах спорта, ориентированных на непосредственные и опосредованные контакты.

В самом общем виде характер контактов связан с реализацией взаимодействия и противодействия, с использованием информации различной модальности и свойствами личности, связанными с обработкой информации, опережающим отражением. Более конкретные варианты мотивации, связанной

Обеспечение цикличности спортивных движений в ходьбе, беге, плавании, гребле, велоспорте, а также в соревновательных упражнениях других видов, включающих локомоторные акты, предполагает четыре основных группы мотивов: реализация естественной координации движений, спринтерско-стайерский выбор, оптимизация энерготрат, синергизм. Каждая из этих четырех групп мотивов формируется в ходе тренировок и соревнований, достигая по мере совершенствования спортивного мастерства высокого развития.

Использование естественной координации движений предопределяет объемную и компетентную работу по созданию индивидуального стиля циклических движений на основе локомоторных актов.

В большинстве циклических видов спорта спортсмену приходится рано или поздно делать выбор между более короткими и более протяженными дистанциями. При этом не всегда та или иная дистанция совпадает с зонами мощности, известными по данным физиологии. Реализация спринтерско-стайерских отношений предопределяет многочисленные формы работы и подбор средств по более узкой специализации спортсмена.

Оптимизация энерготрат заставляет спортсмена проделывать значительные объемы общефизической и специальной работы, учиться экономии сил, управлению ресурсами организма.

Требования к синергизму волокон в мышце, обеспечению межмышечной координации, а также синхронному приложению сил в экипажах подчас составляют одну из основных забот тренеров и спортсменов, особенно в командных циклических видах спорта: у гребцов, велосипедистов, в бобслее.

Управление движением предполагает иные акценты мотивации: обеспечение высочайшей сложности координации, оптимизацию движения по таким параметрам, как быстрота, сила, точность, реализацию предоставленной попытки и много борных качеств. Не следует забывать, что к данной группе относится большинство технических видов состязаний, в которых спортсмены вместе с экипажами выступают как рулевые, а также виды, связанные с точностью управления оружием, парашютом.

Освоение и реализация сложной координации движений связаны с овладением навыками, зачастую весьма далекими от естественной координации, с образованием условно-рефлекторных связей, «неудобных» для строения нервной системы человека в облигаторном смысле, к тому же часто весьма опасных в случае ошибки исполнения.

Облиге горное научение – образование умений и навыков, выгодно использующих особенности нервной системы. Всем известны феномены ловкой и неловкой руки, удобные и неудобные стороны вращения, роль врожденных свойств нервной системы в освоении той или иной профессии.

Об оптимизации спортивных движений по параметрам быстроты, силы и точности можно с уверенностью говорить, что это одна из наиболее важных проблем современного спорта, камень преткновения многих методик подготовки и существенный мотив не только технического совершенствования, но и тактики, и развития физических качеств как с общефизическим акцентом, так и с позиций специализации. Заметим, что именно данная категория мотивов приводит к действиям на пределе силы, скорости и точности.

Реализация попытки как дань надежности в спорте, как проявление особого рода тактики, как способ отбора финалистов и победителей порождает группу мотивов, которая направлена на развитие уверенности в своих силах, на концентрацию сил в строго отведенное время, на управление психическими состояниями, обеспечивающими результат с учетом всевозможной динамики событий на спортивной площадке.

Многоборье составляет один из традиционных мотивов состязаний, является признаком подлинного атлетизма. Рыцари многих качеств с непонятным для многих спортсменов упорством идут к вершинам достижений в сочетании самых разных соревновательных упражнений в одном из видов спорта, или в сочетании нескольких видов. В основе их успеха лежат общие способности.

Ситуативное противоборство как проявление специфики мотивов более всего сопряжено с использованием арсенала приемов и контрприемов, обеспечением переменной интенсивности, освоением стратегии и тактики, а также с прогнозированием, в котором ведущее место принадлежит мгновенной оценке вероятности следующего действия соперника и партнеров по команде. Данная группа мотивов более всего характерна для единоборств и игровых видов спорта.

Подготовка спортсменов в этих видах спорта направлена на использование арсенала приемов и контрприемов, каждый из которых может быть использован для достижения победы, но далеко не каждый будет обязательно использован. Здесь мастерство и основной мотив состязания, в частности, состоит в том, чтобы, переходя от приема к приему, подготовить соперника к ошибке, а себя – к возможности провести «заветный» прием, бросок, удар по воротам.

Противоборство чаше всего связано с умением команды или спортсмена передохнуть по ходу поединка и вскоре проявить решающую активность, с умением быстро восстановить силы в период замены, с «игрой скоростей» по ходу поединка или матча, то есть с обеспечением переменной интенсивности. Варьирование интенсивности – предмет особой заботы в подготовке мастеров высокого класса, признак и мотив владения спортивной ситуацией, гарантированный элемент неожиданности для соперника.

Много терпения, труда и времени уходит у спортсменов на освоение стратегии и тактики в любом виде состязаний, но именно в» ситуативном противоборстве оттачиваются тактические и стратегические приемы, развивается мотивация ведения умного поединка.

Ситуативное противоборство в играх и других поединках всегда носит вероятностный характер, требует мгновенной оценки ситуации и прогнозирования дальнейших действий. В десятках и сотнях приемов и контрприемов оттачивается мастерство прогнозирования. Каждый прием носит характер относительного успеха – неуспеха, заключает в себе пробу и возможность ошибки. При этом ошибки и удачи «заразительны»: обилие ошибок соперников делает поединок неинтересным, а обилие удач – красивым.

В самом общем виде рассмотренная мотивационная специфика раскрывает многогранные возможности для индивидуализации деятельности человека в сфере спорта, для выбора спортивной специализации, для ориентации в мире спорта и самореализации личности.

Приведенные выше мотивы могут быть одновременно рассмотрены как свойства спортивной деятельности, как объективные культурно и исторически сложившиеся требования к психике занимающихся спортом. Таким образом, их можно рассматривать в качестве источника порождения мотивов конкретного спортсмена по мере освоения конкретной спортивной деятельности.

Еще раз напомним о том, что несмотря на очевидную принадлежность избранного вида спорта, соревновательного упражнения или спортивного амплуа к той или иной рассмотренной выше

категории мотивов, всегда полезно рассмотреть и все остальные варианты.

Подробно рассмотрите все изложенные выше мотивационные особенности применительно к избранному виду спорта. Выделите из них наиболее существенные для вас на конкретном этапе подготовки.

Этапы и принципы психологического отбора

Психологический отбор в спорте теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Если говорить точно, то обеспечение психической надежности является одним из факторов психологического отбора, а на стадии высшего спортивного мастерства становится решающим фактором отбора.

Отбор предполагает превышение числа претендентов над числом вакантных мест. В спорте речь идет не об ограничении числа занимающихся, а о постепенном сужении к вершине «пирамиды» лиц, которым доступны высшие спортивные достижения. Собственно говоря, проблема психической надежности становится центральной только для высшей стадии спортивного мастерства, хотя на предыдущих стадиях отбор присутствует в гораздо большей степени, когда спортсмен проходит через «сито»

спортивных результатов, «конкурс» способностей, испытание сочетанием учебы и занятий спортом.

Не зря основные этапы психологического отбора получили образные названия: «отсев», «адаптация» и «надежность».

«Отсев» – название этапа психологического отбора, характерного для начала занятий спортом. Иногда спортсмен сразу находит подходящий для него вид спорта, иногда ему приходится сменить несколько секций и тренеров, нередко и тренер рекомендует ему заняться другим видом или совсем оставить спорт. Занимаясь в секции или клубе, спортсмен также долгое время будет решать проблемы общефизической подготовки и не сразу сможет проявить свои способности именно вследствие недостатка некоторых физических или психических качеств. В этом случае занятия спортом становятся для него неинтересными и он может отказаться от посещения тренировок. Только четверо из тысячи занимающихся спортом достигают результатов мастера международного класса.

«Адаптация» – стадия психологического отбора, связанная с окончательным выбором специализации и закреплением спортсмена в спортивной деятельности. Эта стадия не менее, чем другие, изобилует проблемами психологического порядка. Здесь и переносимость повышающихся физических нагрузок, и возрастание конкуренции, и длительное пребывание вне дома и семьи на сборах и в поездках, и неясность перспектив приобретения профессии, и многое другое. Наиболее важной психической стороной этой стадии отбора является становление спортивной мотивации. Спортсмен должен почувствовать «вкус победы», преодолеть трудности волевого порядка, когда приходится выполнять много самой разнообразной работы над физическими качествами, техникой, материально-техническим обеспечением. Должно произойти становление личности, четко направленной на спортивные достижения, и признание этой личности ближайшим окружением и основными соперниками. Не случайно в этот период психологи отмечают отчетливое возрастание самооценки и уровня притязаний.

Уровень притязаний характеризует степень надежды на успех, трудность или легкость задач, выбираемых личностью для самостоятельного решения, влияние успеха или неудачи на последующую активность в достижении цели, желаемый уровень самооценки.

«Надежность» – символ и синоним завершающего этапа психологического отбора. Характеризуется становлением системы обеспечения психической надежности спортсмена и команды.

Психологический отбор – весьма сложная научная, организационная и практическая проблема. Ее решение предполагает объединение социальных, экономических, этических и педагогических знаний и методических подходов. В связи с этим разработан ряд принципов, играющих роль своеобразных методологических маяков при ориентации тренера, спортсмена, психолога в решении задач психологического отбора.

Принцип системности – основополагающий метод научного познания, требующий изучения явлений с позиций включенности явления в состав системы более высокого порядка, а также познания других системных механизмов: целеполагания, иерархизации, дополнительности, взаимосодействия, изоморфности.

Принцип научной обоснованности в конечном счете требует от специалистов, решающих задачи отбора, четкой ориентации в современных направлениях научных исследований, высокой научной компетентности и обоснованности принимаемых решений.

Принцип комплексности означает учет многочисленных факторов подготовки спортсмена, а в ряде случаев и необходимость применения специального метода, который позволяет соотнести используемые критерии отбора, принять решение вероятностного порядка и при этом не забыть о корректности и форме доведения результата до спортсмена или команды.

Моделирование психики – метод исследования психических процессов и состояний при помощи их реальных или идеальных моделей. Модель должна воспроизводить наиболее существенные признаки оригинала.

Принцип динамического пролонгирования в настоящее время получил название психологического мониторинга. Он означает постоянное использование различных методов измерения и контроля спортивных способностей, функциональных состояний для изучения динамики развития и последующего прогнозирования.

Принцип педагогической ценности реализует этическое и воспитательное значение диагностических процедур и управляющих решений. Он требует корректного, педагогически грамотного подхода к определению перспектив личности при использовании различных психологических показателей и моделей.

Принцип адаптивности критериев отбора – один из самых важных и противоречивых. Самим принципом предполагается использование гибких, применимых к конкретной ситуации критериев отбора. Однако спортсменам такая гибкость кажется чаще всего проявлением субъективных симпатий тренера. В связи с этим данный принцип отбора должен сочетаться с другими, изложенными выше.

Принцип актуальности предполагает постоянное подчеркивание значимости используемых критериев отбора и их системы для обеспечения роста спортивных результатов. Как правило, этот принцип побуждает тренеров и психологов, проводящих работу в русле психологического отбора, разрабатывать различного рода прогнозы выступлений в отношении не только спортивных результатов, но и психических состояний, в которых они могут быть показаны. Одну из решающих ролей в актуализации критериев отбора играют методы саморегуляции и психогигиены.

Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

Принцип рентабельности требует разработки методов оценки эффективности, практической полезности мероприятий психологического отбора с различных позиций: целесообразности, прогностичности, временных затрат, себестоимости, оперативности получаемых рекомендаций, кадрового потенциала.

Принцип гуманизма является принципом принципов, то есть интегративным принципом построения всей системы психологического отбора. Человек – главная фигура спорта, ради его блага ведется работа по психологическому отбору. Даже тогда, когда спортсмену не рекомендовано участие в конкретных соревнованиях или предложено расстаться с командой, он должен быть уверен, что решение принято в его же интересах.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©