Тренировочная практика - оперативное планирование

 

Планирование тренировочных занятий, микроциклов и мезоциклов относится к оперативному планированию.
Основной организационной и структурной формой тренировочного процесса является тренировочное занятие. Главным фактором, определяющим степень воздействия тренировки на организм юного спортсмена, является величина нагрузки. В хоккее принято различать нагрузки малые, средние, большие и максимальные.

При малой нагрузке признаки утомления отсутствуют, восстановление происходит непосредственно в процессе занятия или по истечении нескольких десятков минут после окончания тренировки. Количество упражнений, которое выполняется при малой нагрузке, составляет обычно 20—30% от объема работы с максимальной нагрузкой.
При средней нагрузке возникает скрытое (компенсированное) утомление, которое, однако, еще не сопровождается снижением работоспособности. Восстановление происходит по истечении нескольких часов после окончания занятия. Средняя нагрузка соответствует примерно 50% работы, необходимой для максимальной нагрузки.
При большой нагрузке происходят существенные функциональные сдвиги в организме, которые сопровождаются некоторым снижением работоспособности и наступлением утомления. Это выражается в увеличении числа ошибок и снижении точности выполнения упражнений, в невнимательности при объяснениях, в пониженной активности и готовности продолжать работу, в снижении восприимчивости при отработке технических и тактических навыков.
Восстановительные процессы отдельных функций организма после больших нагрузок могут продолжаться в течение 1—3 суток. Объем работы с большой нагрузкой составляет 70—80% от максимальной нагрузки.
Максимальная нагрузка характеризуется значительными функциональными сдвигами в организме, которые сопровождаются заметным снижением работоспособности, свидетельствующим о наступлении явного утомления. Внешне это проявляется в нарушении координации движений, вялом выполнении упражнений, большом количестве ошибок, рассеянности, сильном замедлении реакции движений, в явно сниженной восприимчивости при отработке технико-тактических действий, в стремлении более длительным паузам отдыха, в желании прекратит работу.
Восстановительные процессы отдельных функций организма после максимальных нагрузок протекает в течении 2—3 и более суток. Нельзя не отметить, что частое и нерациональное применение максимальных и больших нагрузок может привести к возникновению чрезмерной нагрузки, которая характеризуется глубокими функциональными сдвигами в основных системах организма и значительным снижением работоспособности.
При чрезмерной нагрузке возникает сильное нарушение координации движений, вялое выполнение упражнений, явное проявление ошибок, замедленная реакция, желание полного покоя, возникновение сомнений в ценности и смысле тренировки, боязнь перед новой тренировкой. Чрезмерная нагрузка не может быть получена на одном занятии из-за наступающего охранительного торможения, она является следствием нерационального и частого использования максимальных и больших нагрузок.
Естественно, что величина нагрузки для каждого хоккеиста определяется уровнем его подготовленности.

Тренировочные занятия могут быть комплексной и избирательной направленности.
В занятиях комплексной направленности решают несколько задач (обычно 2—3), в то время как в занятиях избирательной направленности решают, как правило, одну задачу.
Комплексные занятия оказывают широкое, но относительно неглубокое воздействие на организм спортсменов, которое не может вызвать максимальной мобилизации адаптационных процессов. Поэтому данные занятия целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо поддерживать физические кондиции на достигнутом уровне. Занятиям комплексной направленности следует отдавать предпочтение и в подготовке юных хоккеистов, особенно младшего возраста.
В последние годы в тренировках квалифицированных хоккеистов ведущее место при развитии физических качеств отводится занятиям избирательной направленности, которые дают возможность сосредоточиться на главной задаче и сконцентрировать необходимый для оптимального эффекта объем воздействия. Это содействует более конструктивным адаптационным процессам по сравнению с теми случаями, когда на одном занятии должно решаться несколько задач. Особенно широко используются занятия избирательной направленности при 2—3-разовых тренировках в день. В подготовке юных хоккеистов занятиям избирательной направленности целесообразно отдавать предпочтение при воспитании того или иного качества в возрастные периоды, наиболее благоприятные для развития этого качества.
При проведении ежедневных 2-или 3-разовых тренировок занятия следует делить на основные и дополнительные. Главные задачи, выражающие общую направленность тренировочного процесса на том или ином этапе подготовки, решаются прежде всего в основных занятиях.

Микроцикл представляет собой относительно законченный, повторяющийся, небольшой по продолжительности цикл подготовки, в котором отдельные тренировочные занятия приобретают значение взаимосвязанных звеньев целостного процесса.
Продолжительность микроцикла может быть различной — от 2 до 10 дней, однако чаще всего бывает около 5—7 дней. В основном периоде подготовки продолжительность микроциклов определяется календарем соревнований и бывает обычно от 3—4 до 7 дней. Более короткие межигровые циклы в соревновательном периоде для юных хоккеистов неоправданны.
Каждый микроцикл состоит обычно из двух фаз: стимуляционной (нагрузочной), которая связана с той или иной степенью утомления, и восстановительной (занятия восстановительного характера или полный отдых). В структуре микроцикла эти две фазы повторяются, причем восстановительная фаза совпадает окончанием микроцикла. Микроциклы обычно обозначаются цифрами по количеству рабочих дней и дней отдыха.
В зависимости от преимущественной направленности микроциклы бывают: адаптационные, втягивающие, ординарные, ударные, подводящие, соревновательные, восстановительные. В подготовке юных хоккеистов в ординарных, ударных и соревновательных микроциклах недельной продолжительности целесообразно (во избежание срыва адаптации) после 2—3 нагрузочных дней включать работу восстановительного характера.
Методика построения микроциклов зависит от комплекса различных факторов: общего режима жизнедеятельности юных хоккеистов (включая учебную и трудовую деятельность, размещение, питание, проезд до места занятий, соревнований), их возраста, уровня подготовленности, места микроцикла в общей системе годичного цикла и др.
Методика построения микроциклов в значительной степени определяется особенностями протекания процессов утомления и восстановления в результате воздействия нагрузок на отдельных занятиях и играх. Чтобы правильно построить микроцикл, необходимо знать, какое воздействие на организм хоккеиста оказывают различные по величине и направленности нагрузки, какова динамика и продолжительность протекания процессов восстановления. Это важно потому, что основные функциональные, а тем более морфологические изменения, обеспечивающие рост работоспособности, происходят в восстановительный период.
Восстановление работоспособности после занятий различной направленности происходит неодновременно и различными темпами. Причем вначале восстановление идет быстро, а затем медленно, т. е. носит фазовый характер. Поэтому увеличение времени, отводимого на отдых, дает больший эффект на ранних фазах и меньший на поздних этапах восстановления. Л. П.Матвеев (1967) показал, что наблюдающееся после тренировочных занятий с большими и максимальными нагрузками угнетение одних функций, определяющих способность к проявлению того или иного качества, может не лимитировать работоспособность спортсмена при выполнении упражнений другой направленности.
Например, после занятия с максимальной нагрузкой, направленного на повышение скоростной выносливости, резко угнетаются соответствующие возможности. В то же время спортсмен в состоянии проявить высокую работоспособность при нагрузке скоростной направленности или деятельности, требующей мобилизации аэробных поставщиков энергии.
Результаты исследований, а также обобщение опыта подготовки юных хоккеистов позволяют говорить о том, что планировать в микроцикле подряд два занятия одинаковой направленности с максимальными нагрузками следует осторожно и лишь в подготовке хоккеистов в возрасте 16 лет и старше, в случае, когда ставится задача повысить выносливость различных видов. Занятия же скоростной направленности с максимальной нагрузкой применять подряд вообще нерационально. Таким образом, планировать каждое тренировочное занятие необходимо с учетом направленности нагрузок в предыдущем и последующем занятиях.
При планировании 2—3 занятий в течение дня особое внимание следует уделить смене направленности занятий и разнообразию применяемых тренировочных средств, что позволит повысить эмоциональность работы.
Трехразовые тренировки в день планируются в основном в условиях сбора. При этом первая тренировка обычно проводится сразу после сна, в период, когда работоспособность организма понижена. В связи с этим на утренние часы не следует планировать использования скоростных и скоростно-силовых упражнений, также больших и максимальных нагрузок, иначе это сказывается на эффективности дневного (основного) занятия.
Исследование эффективности двух вариантов построения микроциклов с одинаковым объемом и интенсивностью, но с различной динамикой нагрузки (Волков В. М., 1977) показало следующее. Микроцикл со ступенчатым нарастанием (по дням) нагрузки приводит к значительному напряжению различных органов и систем организма. Восстановительные процессы в отдельных системах организма затягивались на двое-трое суток.
Микроцикл же со ступенчатым понижением нагрузки не оказывает на организм такого значительного воздействия, как микроцикл с повышением нагрузки. Оказалось, что сдвиги в различных органах и системах были меньше, а восстановительные процессы в основном заканчивались в течение 12—24 ч.
Структура микроциклов зависит от их места в мезоциклах. Структура мезоциклов также видоизменяется в широких пределах и, в свою очередь, определяется местом в годичном цикле подготовки.

Мезоцикл — период подготовки, в ходе которого решается одна или несколько довольно крупных задач. Мезоцикл состоит из нескольких (обычно 3—6) микроциклов, которые повторно воспроизводятся и обеспечивают необходимый суммарный тренировочный эффект. При этом происходит рост тренированности и создаются условия для протекания приспособительных процессов в организме. Последнее возможно в результате систематического «наслаивания» эффекта тренировочных нагрузок. В то же время при построении мезоциклов необходимо не только повышать уровень тренировочных нагрузок, но и в отдельных микроциклах снижать его (разгрузочные микроциклы) с целью создания условий для протекания восстановительных процессов.
В тренировочном процессе мезоциклы видоизменятся в зависимости от задач подготовки, периодов и этапов годичного цикла, продолжительности и плотности календаря соревнований, закономерностей кумуляции тренировочных и соревновательных нагрузок, условий восстановления и ряда других факторов.
Существуют различные варианты мезоциклов: втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительно-подготовительные, восстановительно-поддерживающие. Перечисленные мезоциклы образуют в определенных сочетаниях этапы и периоды тренировочного процесса, т. е. служат как бы строительными блоками в структуре больших циклов тренировки (этапов и периодов годичного цикла).
Втягивающие мезоциклы, как правило, планируются в начале подготовительного периода, а также в процессе индивидуальной подготовки игроков после травм и заболеваний. Динамика тренировочных нагрузок во втягивающих мезоциклах характеризуется преимущественным ростом объема по сравнению с интенсивностью, средства подготовки — в основном общеподготовительные упражнения.
Базовые мезоциклы планируются обычно в подготовительном периоде. Однако их нередко проводят и на промежуточных этапах соревновательного периода, а также в переходном периоде. В базовых мезоциклах в основном решаются задачи функциональной подготовки, в связи с чем объем и интенсивность тренировочных нагрузок значительны. Здесь же проводится работа по формированию новых и преобразованию освоенных ранее двигательных навыков и технических приемов хоккея, решаются тактические задачи. Базовые мезоциклы по своему преимущественному содержанию могут быть обще и специально-подготовительными, а по эффекту преимущественного воздействия на динамику тренированности — развивающими и стабилизирующими.
В базовых мезоциклах развивающего характера решается задача перехода хоккеистов на новый, более высокий уровень работоспособности, что достигается использованием значительных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок. Базовые мезоциклы развивающего характера чередуются с циклами стабилизирующими. В последних приостанавливается рост объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Стабилизирующий средний цикл может состоять из одного-двух ординарных микроциклов. Средства подготовки в базовых мезоциклах могут быть как общими, так и специальными.
Контрольно-подготовительный мезоцикл характеризуется тем, что тренировочная работа, выполняемая в большом объеме и с достаточно высокой интенсивностью, сочетается с участием в контрольных матчах или в серии матчей, например в турнире. Основная цель — выявить недостатки в подготовленности команды и отдельных игроков и проводить работу по их устранению.
Предсоревновательный мезоцикл. Главная особенность построения в этом цикле заключается в том, что необходимо с возможно большим приближением смоделировать режим предстоящих соревнований, обеспечить адаптацию к его конкретным условиям.
Соревновательный мезоцикл. Это основной тип средних циклов тренировки в период соревнований. Структура соревновательных мезоциклов в хоккее в значительной степени зависит от продолжительности и плотности календаря соревнований, закономерностей сохранения спортивной формы и стратегических задач выступления команды.
Восстановительно-подготовительный мезоцикл подобен базовому, однако включает большее число восстановительных микроциклов.
Восстановительно-поддерживающий мезоцикл характеризуется еще более мягким тренировочным режимом и более широким использование средств общей подготовки с целью создания эффекта переключения.
Восстановительно-поддерживающие и восстановительно-подготовительные мезоциклы, как правило, проводятся на промежуточных этапах соревновательного, а также в переходном периоде и могут в зависимости от продолжительности этих этапов состоять из одного, двух и более микроциклов. Они решают задачу разгрузки и создания условий для протекания восстановительных процессов. Вместе с тем они решают задачу сохранения приобретенной тренированности.

В заключение следует отметить, что в настоящее время пути повышения мастерства хоккеистов следует искать не столько в увеличении объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, сколько в увеличении интенсивности нагрузок, в повышении объема специфических средств подготовки, в постоянном усложнении тренировочных заданий, в повышении требований к качеству выполнения упражнений, в рациональном распределении нагрузок разной преимущественной направленности (с учетом их положительного взаимодействия на отдельных занятиях, в микроциклах и на разных этапах годичного цикла), в поиске новых, более эффективных средств и методов восстановления.

Оригинал статьи.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©