Структура и содержание специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов в годичном тренировочном цикле

 

 Г.Н. Козловский, старший преподаватель кафедры футбола и хоккея МОГИФК.

Л.Н. Жданов, кандидат педагогических наук

1984г

 

Правильное построение подготовки юных хоккеистов в сочетании с рациональным использованием средств и методов педагогического воздействия может существенно улучшить естественные возрастные изменения спеРуководствуясь тем, что наиболее благоприятен для развития этих способностей подростковый возраст, а также закономерностями становления спортивной формы в годичном цикле подготовки, на кафедре футбола и хоккея МОГИФКа провели ряд исследований, задачей которых было изучение структуры, содержания специальной скоростно-силовой подготовки и изменений скоростно-силовых качеств у 14-летних хоккеистов в подготовительном и соревновательном периодах.

В ходе педагогических наблюдений за тренировочной деятельностью ребят из СДЮСШ «Химик» (Воскресенск) в 1981 — 1982 гг. регистрировали:

общее время всех тренировочных занятий и соревнований;

суммарное время выполнения всех упражнений по общей и специальной физической подготовке, а также упражнений, способствующих развитию специальных скоростно-силовых качеств;

основные средства специальной скоростно-силовой подготовки.

Для исследования годичной динамики скоростно-силовых качеств провели поэтапное тестирование (в начале и в конце подготовительного, в середине и в конце соревновательного периодов) с применением универсального динамометрического стенда УДС-4 (по методике В. П. Савина, 1977), а также электронного стенда, предназначенного для измерения и регистрации временных интервалов в специфических движениях хоккеиста, которые имитируют бросок.

Оценивая развитие специальных скоростно-силовых способностей у юных хоккеистов, использовали тесты в контрольных упражнениях: для мышц нижних конечностей — модельное разгибательное движение ногой при отталкивании в беге на коньках; для мышц плечевого пояса и рук — имитацию броска. Анализировали максимальную изометрическую силу (Fmax.); динамическую силу (Fдин.), проявляемую при преодолении отягощения, которое равно весу спортсмена; стартовую. силу, определяемую градиентом силы (Q), в, модельном разгибательном движении ногой; максимальную изометрическую силу (Fmax.) и среднюю скорость (V) крюка клюшки на начальном участке движения с отягощением, равным весу шайбы, при имитации броска.

Результаты исследования структуры специальной скоростно-силовой подготовки и тестирования для оценки скоростно-силовых качеств представлены в таблице и на рисунке.

Объем и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок у 14-летних хоккеистов команды

«Химик» (Воскресенск) в сезоне 1981/82 г.

Параметры нагрузок Периоды и этапы (месяцы) годичного цикла В целом за оба периода
подготовительный период соревновательный период
общеподгото-вительный этап специально-подготовитель-
ный этап
всего первая половина вторая половина всего
август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Январь февраль март

Число рабочих дней

Объем тренировочных нагрузок (час)

Подготовка:

Общефизическая

час

% в общем объёме

специальная физическая

час

% в общем объёме

скоростно-силовая

час

% в общем объёме

технико-тактическая

час

соревновательная

час

суммарный объём нагрузок

час

18

54

 

 

45

83,3

 

 

5

9,2

 

4

7,4

 

 

 

 

 

 

54

18

51

 

 

14

25,9

 

 

6

11,1

 

6

11,1

 

 

 

25

 

 

3

 

 

54

18

33

 

 

4

7,4

 

 

2

3,7

 

6

11,1

 

 

 

21

 

 

21

 

 

54

18

42

 

 

4

7,4

 

 

2

3,7

 

6

11,1

 

 

 

30

 

 

12

 

 

54

72

180

 

 

67

31

 

 

15

6,9

 

22

10,1

 

 

 

76

 

 

36

 

 

216

18

39

 

 

3

5,5

 

 

2

3,7

 

4

7,4

 

 

 

30

 

 

5

 

 

54

18

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

42

 

54

18

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

 

 

27

 

54

18

42

 

 

4

7,4

 

 

2

3,7

 

6

11,1

 

 

 

30

 

 

12

 

 

54

72

120

 

 

7

3,2

 

 

4

1,8

 

10

4,6

 

 

 

99

 

 

96

 

 

216

144

300

 

 

74

17,1

 

 

19

4,3

 

32

7,4

 

 

 

175

 

 

132

 

 

432

Анализ педагогических наблюдений за тренировочной деятельностью ребят показал: подготовка в сезоне была спланирована в соответствии с требованиями программы, с загруженностью площадки и с календарем основных соревнований. Все занятия по программе общеподготовительного этапа проводились на земле. Основными средствами развития специальных скоростно-силовых качеств были: традиционные силовые упражнения с малыми и средними отягощениями (методы повторных и динамических усилий); прыжковые упражнения и многоскоки; упражнения с набивными мячами, эспандерами и резиновыми амортизаторами; спортивные игры и эстафеты. На этапе специальной подготовки в занятиях на земле основными средствами развития скоростно-силовых качеств продолжали оставаться силовые упражнения с отягощениями (увеличился вес отягощений, и выше стала интенсивность выполнения упражнений), дополненные имитацией бега на коньках с отягощением и бросков с применением резиновых амортизаторов. На льду — разные беговые упражнения на коньках (с отягощением и без), броски утяжеленной шайбы, упражнения на силовые единоборства. В конце подготовительного периода команда провела 11 игр в рамках традиционных осенних турниров. В соревновательном периоде средства скоростно-силовой подготовки на льду не меняли.

Сравнительный анализ результатов тестирования, структуры и содержания скоростно-силовой подготовки в годичном тренировочном цикле позволил определить, что наиболее высоки темпы роста основных показателей скоростно-силовых качеств в подготовительном периоде при значительном объеме и широком разнообразии средств тренировки. Однако абсолютный прирост силовых и скоростно-силовых показателей оказался небольшим — по-видимому, потому, что средства и методы скоростно-силовой подготовки, применяемые ныне в тренировках юных хоккеистов, не всегда соответствуют (по структуре и нервно-мышечным усилиям) основным соревновательным упражнениям и малоэффективны, не трансформируются в должной мере в специальные качества.

Уменьшение объема скоростно-силовых нагрузок в начале соревновательного периода привело к снижению темпов развития скоростно-силовых качеств, а очень плотный календарь игр в середине этого периода вообще не позволил применять нагрузки, направленные на развитие физических качеств.

70751-33.jpg

Уровень скоростно-силовых способностей на данном этапе поддерживали в основном средствами технико-тактической подготовки и соревнованиями, тренировочный эффект которых, по-видимому, недостаточен для дальнейшего прироста скоростно-силовых качеств. Это привело к незначительным сдвигам показателей в конце соревновательного периода. Выводы:

1. Специальные скоростно-силовые способности у юных хоккеистов в годичном цикле подготовки развиваются незначительно.

2. Традиционные средства и методы развития специальных скоростно-силовых способностей, преимущественно применяемые ныне в подготовке юных хоккеистов, малоэффективны и не способствуют в должной мере ни опережению естественных темпов развития этих способностей, ни более быстрому росту мастерства.

3. Для оптимизации скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов необходимы глубокие экспериментальные исследования, направленные на поиск более эффективных путей развития специальных скоростно-силовых качеств с учетом специфики двигательной деятельности ребят этого возраста.

Тренерам детских и юношеских команд рекомендуем заострить внимание на необходимости усиления работы по развитию специальных скоростно-силовых качеств и более правильного — с учетом принципа динамического соответствия — подбора тренировочных средств на отдельных этапах подготовки.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©