Врачебно-педагогические наблюдения

Важным разделом врачебного контроля за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, являются врачебно-педагогические наблюдения - совместные наблюдения врача и тренера непосредственно в условиях тренировки и соревнований, направленные на совершенствование тренировочного процесса.

При этом выявляются отклонения в состоянии здоровья или функциональном состоянии, уточняется степень тренированности и способность выполнять запланированные нагрузки, а также принимаются меры в случае недостаточной эффективности тренировки.

Тренер определяет при этом работоспособность спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, результативность и качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его реакцию на нагрузку и восстановление. Сопоставление этих данных позволяет наиболее точно и полно охарактеризовать нагрузку занятия или соревнования и ее соответствие состоянию спортсмена, помогает тренеру своевременно внести необходимые изменения в тренировочный процесс. Исследования проводят до занятия, в ходе и по окончании его, а также на различных этапах восстановления. Методика обследования зависит от конкретных задач и условий, количества обследуемых, наличия аппаратуры и др. Однако во всех случаях необходимо стремиться к тому, чтобы исследование было комплексным и отражало сдвиги в состоянии основных функциональных систем, обеспечивающих работоспособность организма в данном виде мышечной деятельности.

К числу наиболее простых методов исследования относятся: опрос, определение координации движений, частоты пульса и дыхания, артериального давления, температуры и массы тела, электрокардиография. В последнее время большое значение придается биохимическим и электрофизическим исследованиям.

Подбор методов в значительной степени определяется задачей исследования, контингентом, спецификой вида спорта и характером выполняемой работы. Для видов двигательной деятельности, сопряженных преимущественно с работой на выносливость, особенно важно изучение устойчивости организма к кислородному голоданию, сдвигов в деятельности кровообращения и дыхания, внутренней среды организма. В технически сложных видах спорта на первый план выдвигается изучение функционального состояния центральной нервной системы и анализаторов. Для скоростно-силовых видов спорта важно исследование функционального состояния нервно-мышечного аппарата. В зависимости от характера выполняемой на данном занятии работы преимущественное значение приобретает исследование определенных видов метаболизма, обязательно исследование восстановительных процессов.

До и после занятия надо оценить одни и те же показатели. Во время занятия комплекс методов сокращается, с тем чтобы не нарушать нормальный ход тренировки. Лучше всего к этим условиям подходят телеметрические методы исследования.

Методы исследования, применяемые непосредственно после тренировки, должны быть использованы и в восстановительном периоде. Помимо изучения реакции организма на нагрузку, при врачебно-педагогических наблюдениях используют и специальные приемы - обследование спортсмена при выполнении им специальных тестов и контрольных упражнений, пробы с повторными нагрузками, с дополнительной нагрузкой и др.

В процессе врачебно-педагогических наблюдений решаются следующие основные задачи.

Изучение организации занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам

Прежде всего врач знакомится с планом занятий и условиями, в которых они проводятся, контингентом занимающихся, оценивает правильность комплектования групп.

Например, объединение в одну группу для занятий, а тем более для соревнований, лиц с существенными различиями в возрасте, физическом развитии, уровне подготовленности не только значительно снижает эффективность занятий, но и небезопасно. Слишком большое число занимающихся у одного преподавателя или тренера также нецелесообразно. Возрастные градации должны строго соответствовать принятым нормативам.

Надо учитывать также режим труда и жизни занимающихся, время сна, время предшествовавшего приема пищи, ее характер и др. Тренировка должна проводиться не ранее чем через 2-2,5 ч после и заканчиваться не менее чем за 1-1,5 ч до еды. Должен быть обеспечен также достаточный интервал между тренировкой и основной работой. При выборе средств и методов проведения занятий следует также учитывать характер профессионального труда, степень утомления после рабочего дня, преимущественную нагрузку на те или иные мышечные группы или функции организма и пр.

Методика занятия определяется путем изучения плана их проведения, объема и интенсивности нагрузки, последовательности упражнений, интервалов отдыха, характера вводной и заключительной частей.

Необходимо фиксировать нагрузки, проводить хронометраж работы обследуемых. Сопоставляя эти данные с объективными показателями, характеризующими реакцию организма занимающихся на нагрузку и течение процессов восстановления, можно в определенной степени судить о состоянии тренированности, о рациональности принятой методики и принимать меры к устранению выявленных недочетов.

Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода

Очень важно оценить нагрузку, адекватность ее состоянию занимающегося, а также его тренированность. Для этого определяют исходное состояние тренирующегося, предстартовые реакции, реакцию на нагрузку и течение процессов восстановления.

Исходное состояние существенно влияет на реакцию организма на нагрузку. Надо знать, обычное ли сегодня состояние человека, обусловленное его здоровьем, тренированностью, типологическими особенностями, или в силу каких-либо причин оно нарушено. Проводят опрос и сравнение простейших объективных показателей в этот день с обычным для данного спортсмена состоянием. Надо знать также, какую работу выполнил спортсмен до этого занятия и накануне, чувствует ли еще усталость, были ли нарушения режима.

Характер и степень проявления предстартовых сдвигов зависят от индивидуальных типологических особенностей нервной системы спортсмена, уровня тренированности, ответственности предстоящей работы. Стартовые реакции облегчают вхождение в работу и позволяют быстрее достичь максимальной работоспособности, однако их чрезмерность может иметь обратный эффект.

Изучение реакции на нагрузку проводится как во время выполнения упражнений, так и на различных этапах занятия - после наиболее интенсивных упражнений или после основных этапов, а также непосредственно после окончания занятия. Наиболее полную характеристику состояния спортсмена в ходе занятий, не мешая нормальному его проведению, можно получить с помощью телеметрических методов исследования.  

Состояние физиологических функций в момент перехода от покоя к работе, на высоте нагрузки, при изменении ее темпа и переходе от работы к покою в наибольшей степени характеризует функциональные возможности организма, работоспособность, а также переносимость нагрузки. На основании исследований, проведенных в ходе занятий, составляют так называемую «физиологическую кривую», отражающую как общую нагрузку, так и ее распределение в ходе занятия. Для этого исследования проводятся до занятия, по ходу занятия на основных его этапах, после занятия и в периодах его восстановления. Изучается величина, сопряженность сдвигов и распределение нагрузки занятий.

На рис. 43-46 представлены 4 физиологические кривые, характеризующие величину и распределение нагрузки занятий. Первая физиологическая кривая отражает умеренную нагрузку; вторая - значительную при правильном распределении нагрузки; третья - отсутствие разминки и недостаточную заключительную часть; четвертая - заключительная часть отсутствует.

Реакция на нагрузку зависит от взаимосвязей величины и характера нагрузки, с одной стороны, и уровня развития приспособительных механизмов организма к данной нагрузке - с другой.

Определение специальной тренированности

В спортивной медицине Р.Е. Мотылянская с сотрудниками еще в 1962 г. предложила специальную методику, так называемую повторных специфических нагрузок, которая была одобрена на совместном заседании международных федераций спортивной медицины и футбола как сравнительно простая, не требующая много времени и специальной литературы. Проводится она на местах тренировки.

СП. Летунов, И.Г. Озолин и др. предложили дифференцировать так называемую общую и специальную трен-нированность. Первая отражает адаптационные механизмы без специфики нагрузки, вторая - уровень готовности спортсмена к специфической для него или для данного вида спорта нагрузки.

Предположим, спортсмен в подготовительном периоде тренировки выполнил большой объем неспецифической работы - показатели его физической работоспособности и функционального состояния будут не ниже, а скорее всего выше, чем при использовании в этом же периоде специфических для данного вида спорта упражнений.

Но это отнюдь не означает, что спортсмен готов к нагрузкам своего вида спорта и может показать высокий результат. Высокий уровень специальной подготовленности достигается путем не только совершенствования общих приспособительных механизмов, но и приспособляемости к максимальным мышечным усилиям, связанным с многократным повторением двигательного акта, специфичного для данного вида спорта.

Если в условиях кабинета использовать специфические для каждого вида спорта тесты, то сведения об уровне специальной тренированности спортсмена будут более точными, чем при обычных пробах, но это не всегда возможно и сопряжено с большими техническими трудностями. Кроме того, привычные для спортсмена условия тренировки могут внести существенные коррективы в полученные показатели.

С этой целью определяют работоспособность и реакцию спортсмена при выполнении мышечных усилий, имеющих преимущественное значение для достижения высокого результата в избранном виде спорта. Можно использовать как типичные для данного этапа подготовки тренировочные занятия с большими нагрузками, так и специальные тесты с максимальными относительно стандартными специфическими нагрузками. Второй путь предпочтительнее, поскольку на разных занятиях объем, интенсивность, последовательность нагрузок, активность спортсмена, соотношение сил тренирующихся и другие, влияющие на результаты исследования факторы могут быть неодинаковы, что затрудняет сравнение данных, полученных при динамических наблюдениях.

О нарастании тренированности свидетельствует увеличение объема, интенсивности и результативности выполненной работы при улучшении реакции, адекватность функциональных сдвигов характеру и величине нагрузки, ускорение врабатывания и восстановления.

Важными диагностическими признаками являются более выраженная устойчивость реакции при повторении нагрузок, несмотря на возрастающие при этом требования к организму, и особенно значительное ускорение процессов восстановления.

Они отражают устойчивость двигательного стереотипа и высокий уровень деятельности регуляторных механизмов, позволяющий организму при быстро возрастающих запросах внешней среды сохранять постоянство внутренней. Ухудшение реакции при такой же или меньшей работоспособности указывает на снижение или нарушение тренированности.

Повторные специфические нагрузки должны отвечать следующим требования:

1 Нагрузки должны быть специфичны не только для данного вида спорта, но и для тренируемой дистанции или упражнения.

2 Нагрузки должны выполняться в максимально возможном для каждого обследуемого темпе, так как только в этом случае в полной мере проявляются функциональные возможности организма.

3 Нагрузка должна выполняться повторно с меньшими интервалами, поскольку возможность сохранения работоспособности и адекватной реакции при повышении требований - важный показатель специальной подготовленности. При этом можно судить и о быстроте врабатывания. Интервал между нагрузками не должен превышать 15 с, максимум - 1 мин 45 с, с тем чтобы одновременно определить тип реакции сердечно-сосудистой системы и восстановление. Характер нагрузки и продолжительность интервалов должны быть постоянными. Число повторений может меняться в зависимости от готовности спортсмена. Перед пробой проводится разминка, в интервалах определяется ЧСС и АД, до и после нагрузки, а также электрокардиография и другие методы. Пробу проводят вместе врач и тренер - тренер определяет работоспособность, врач - приспособляемость.

Нагрузку следует подбирать в соответствии со спецификой вида спорта. В табл. 41 представлены используемые в наших пробах нагрузки.

О хорошей работоспособности свидетельствует высокая стабильная работоспособность при всех нагрузках, о недостаточной - низкая или явно ухудшающаяся, при повторных нагрузках работоспособность может быть оценена как удовлетворительная. Приспособляемость можно считать хорошей при нормальной реакции со значительной степенью восстановления в интервалах между нагрузками, не ухудшающейся при повторении нагрузки.

Критериями для оценки реакции служат функциональные сдвиги после нагрузки, их соответствие выполненной работе и стабильность при ее повторении, быстрота врабатывания и восстановления. Быстрая врабатываемость проявляется хорошей реакцией уже на первую нагрузку, в то время как при медленном врабатывании наилучшей обычно бывает реакция на вторую и даже на третью нагрузку. О недостаточной приспособляемости свидетельствуют атипические реакции, отсутствие должной сопряженности в изменении отдельных показателей, медленное восстановление, явное ухудшение реакции по мере повторений нагрузок, неблагоприятные изменения ЭКГ и других изучаемых показателей после пробы.

При оценке теста можно различать следующие основные варианты сочетания работоспособности и приспособляемости:

высокие стабильные показатели работоспособности и приспособляемости, что свидетельствует о высоком уровне подготовленности спортсмена;

недостаточная или снижающаяся при повторении нагрузок результативность или качество выполнения движения при неблагоприятной или нестабильной реакции указывает на недостаточную специальную подготовленность спортсмена; удовлетворительный уровень готовности проявляется средними показателями результативности и приспособляемости либо хорошей реакцией при недостаточно высокой работоспособности;

высокая результативность при неблагоприятных или ухудшающихся от нагрузки к нагрузке показателях приспособляемости и резко выраженных внешних признаках утомления показывает, что результат достигается ценой чрезмерного напряжения функций, за счет мобилизации воли. Если в этих случаях вовремя не ввести соответствующие изменения в тренировку, то работоспособность и результат, не будут стабильными, возможно развитие перенапряжения и перетренированности

5) хорошая реакция при низкой или неустойчивой результативности свидетельствует о недостаточной тренированности или недостаточных волевых усилиях спортсмена, в связи с чем можно увеличить тренировочную нагрузку.

Тесты с повторными нагрузками целесообразно проводить не реже одного раза в 1-1,5 месяца после достижения достаточно высокого уровня общей подготовленности.

Определение специальной тренированности по методу В.Л. Карпмана и З.Б. Белоцерковского

З.Б. Белоцерковский и В.Л. Карп-ман предложили использовать пробу PWC-170 со специфическими нагрузками для определения специальной тренированности.

В основе метода лежит физиологическая закономерность - прямая линейная зависимость между скоростью передвижения спортсмена и частотой сердечных сокращений. Такая зависимость сохраняется до уровня ЧСС 170 уд/мин. Линейный характер взаимоотношений ЧСС и скорости циклических движений позволяет применить методические принципы пробы PWC-170 для определения специальной физической работоспособности на основе анализа величин скорости передвижения. Учитывая результаты двух специфических нагрузок, выполняемых с разной скоростью, можно путем линейной экстраполяции предсказать ту скорость передвижения, при которой ЧСС достигает 170 уд/мин. Расчет скорости циклических движений при ЧСС 170 уд/мин производится по следующей формуле: PWC-170 = V1+ • 170- f1/ f2- f1.

При этом используются следующие обозначения:

PWC-170 - специальная физическая работоспособность, выраженная в единицах скорости передвижения при ЧСС 170 уд/мин;

V1 - скорость передвижения во время выполнения первой нагрузки;

V2 - скорость передвижения во время выполнения второй нагрузки;

V - скорость передвижения, S - длина дистанции в метрах;

Т - время прохождения дистанции в секундах;

f1 - ЧСС во время выполнения первой нагрузки;

f2 - ЧСС во время выполнения второй нагрузки.

Длительность каждой нагрузки должна быть 4-5 мин, чтобы организм вышел на уровень устойчивого состояния. Частоту сердечных сокращений измеряют на последней минуте нагрузки или в течение первых 5 с восстановительного периода.

Проба позволяет предсказать скорость легкоатлетического бега, езды на велосипеде, плавания, бега на лыжах и коньках, гребли и других видов циклических локомоций, при которой ЧСС достигнет 170 уд/мин, тем самым отражая уровень специальной физической работоспособности.

Величина специальной физической работоспособности, измеренной по тесту PWC-170, выражается в м/с. Чем больше величина PWC-170, тем с большей скоростью может передвигаться спортсмен при оптимальном функционировании системы кровообращения. Следовательно, чем больше PWC-170, тем выше специальная работоспособность. С повышением уровня подготовленности и спортивной квалификации величина PWC-170 увеличивается. У спортсменок значения PWC-170 на 10-12% ниже, чем у спортсменов того же возраста и такой же квалификации.

Величину PWC-170, выраженную в м/с, можно перевести в единицы мощности. Таким образом, возникает возможность вести сравнение величин общей и специальной физической работоспособности.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©