Личность и ее формирование в процессе физического воспитания. Часть 2

Структура и содержание личности

Личность - это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в формах общения и совместной деятельности, посредством которых осуществляется познание человеком окружающего мира. Это - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со всеми психическими явлениями. Вместе с тем означает, что все психические процессы носят активный, избирательный характер, т. е. зависят от особенностей личности.

Личность характеризуется:

1) преобразующей активностью, т. е. стремлением выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленностью, т. е. устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и пр., в которых проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми структурами, обусловливающими ее сознание и поведение и которые относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов;

4) степенью осознанности своих отношений к действительности, которые проявляются через разнообразие взаимодействий, установок, действий и пр.

Личность как субъект активности обнаруживает себя в трех репрезентациях, но в реальной жизнедеятельности образующих 3-х слойное единое целое.

Во-первых, личность раскрывается в системе включенности индивида в пространство межиндивидных связей, где посредством возникающих взаимодействий и взаимоотношений, проявляется его индивидуальность. На этом уровне личность раскрывается через фиксацию другим человеком проявленных человеком особенностей и выступает как относительно устойчивая совокупность ее межиндивидных качеств или через симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность.

Во-вторых, личность отражается во внутреннем пространстве посредством осознания своих физических возможностей и психических процессов, раскрываемых в зависимости от установок по отношению к другим в форме самооценки или создания имиджа самого себя. Основными компонентами этого уровня являются когнитивные и эмоциональные психические процессы, которые развиваются не симметрично во времени и между которыми соответственно могут возникать сложные отношения в форме противоречий и конфликтов. Рассогласования возникающие на этом уровне, с одной стороны приводят к возникновению сознания, с другой данный феномен фиксирован в психологии в понятие «невротическая личность», «трудный ребенок» и пр. Вместе с тем, именно на этом уровне индивид создает и оформляет свои представления, установки, цели и мотивы, которые затем реализует на первом уровне. Эти процессы формируются в онтогенезе в рамках совместной деятельности, а затем управляются собственно личностью человека.

Третий слой - глубинный, раскрывается через открытие своего «Я», которое на ранних стадиях онтогенеза проявляется в речевой форме, а на более поздних в волевой, деятельностной форме.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Подобно тому, как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.

Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности.

Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития.

Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной группы деятельность или поведение. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристском походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальность есть только одна из сторон личности человека.

Поэтому, выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей, необходимо понимать, что индивидуальный подход - это всего лишь аспект более общего - личностного подхода.

На протяжении всего времени развития группы ее участники раскрывают свои особенности в общении и поведении. Способом представления самого себя является использование, например, простой модели раскрытий, названной «Окном Джогари» в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма. В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. «Арена» охватывает общие знания, те аспекты содержания «Я», о которых знаем и мы, и другие. «Видимость» — это то, что мы знаем, а другие нет, как, например, тайный любовный роман или невыразимый страх, испытываемый перед авторитетным лицом, а также то, о чем мы не имели возможности рассказать, скажем, о хорошей оценке на экзамене. «Слепое пятно» состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например запах изо рта или привычка перебивать говорящего на середине слова. «Неизвестное» — это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности развития.

«Окно Джогари» показывает, что открытость во взаимоотношениях помогает решению групповых и индивидуальных проблем и что расширять контакты — значит, увеличивать «Арену». Когда участники группы встречаются впервые, «Арена» бывает небольшой, с развитием отношений взаимопомощи растет доверие к партнерам, развивается способность быть самим собой в контактах с окружающими. Степень раскрытия, которую группа может себе позволить, зависит от уровня доверия, существующего в группе.

В зависимости от того, в какие взаимодействия вступает человек все индивидуальные качества разделяются на общечеловеческие и профессиональные.

К общечеловеческим можно отнести все те качества, которые фиксируют одним человеком в отношении другого. Приведем пример перечисления таких качеств, описанных в учебнике «Психология».

Первую группу составляют природные свойства человека, которые определяют динамику психической деятельности. От них зависят следующие характеристики ее протекания: а) скорость возникновения и устойчивость психических процессов; б) интенсивность психических процессов; в) темп и ритм психической деятельности; г) направленность психической деятельности. Наиболее ярко все эти особенности проявляются в непроизвольных реакциях: в мимике, пантомимике, жестах, разнообразных непроизвольных движениях и действиях.

Вторую группу составляют нравственные свойства человека. Об этой стороне личности судят по действиям и поступкам, в них наиболее отчетливо проявляется и формируется нравственный облик человека. Мировоззрение человека в форме убеждений, моральных норм и идеалов побуждает его поступать определенным образом. Систематически подчиняя свое поведение идеологическим требованиям, человек вносит в него коррективы, постепенно формируя свою личность.

Третью группу составляют черты личности, которые проявляются в межличностных отношениях. Это, например, добросердечность, чуткость, справедливость, отзывчивость, тактичность, благородство, нежность, доверчивость и множество других аналогичных или противоположных свойств. Важнейшей чертой личности, выражающей отношение человека к другим людям, является общительность. Она характеризует степень заинтересованности человека в коллективных видах деятельности. Другой важной чертой личности является гуманизм, т. е. чуткое, бережное отношение к людям. Эта черта проявляется в заботе о людях, стремлении найти в каждом человеке хорошее, ценное и положительное.

В четвертую группу входят черты личности, отражающие отношение человека к самому себе: требовательность, самокритичность, гордость, уверенность в себе, чувство неполно-ценности, хвастливость, зазнайство, самомнение и другие, связанные с самооценкой личности. Самооценка является одной из важнейших сторон самосознания человека. Произвольно или непроизвольно, общаясь с другими людьми, человек сравнивает себя с ними и находит у себя черты, которые роднят его с остальными людьми или отличают от них. Он начинает считать себя смелым, робким, честным, способным, удачливым и т. д. Качества, которые он себе при этом приписывает, не являются подлинными чертами его личности, но позволяют выявить отношение к самому себе. Человек может недооценивать себя. Низкая самооценка выражается в таких чертах, как скромность, стеснительность, отсутствие чувства собственного достоинства и др. Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неправильно считать всякое положительное отношение к себе отрицательной чертой. Отрицательной чертой оно становится только в том случае, если сочетается с переоценкой собственной личности. Так же и недооценка собственной личности, самобичевание не всегда украшают человека. Достойное, уважительное отношение к самому себе — очень ценное качество личности, если за ней стоят большие общественно значимые дела и ценные идеи.

В отношении к вещам, продуктам общественной деятельности и материальным ценностям формируется и проявляется пятая группа черт личности. Это такие свойства, как щедрость или скупость, аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность и т. п. Особенно важно для характеристики человека его отношение к государственной и личной собственности.

Свойства характера, проявляющиеся в отношении человека к различным видам деятельности, составляют шестую группу черт личности. В них, как в фокусе, находят свое отражение все стороны личности. Черты, характеризующие отношение человека к деятельности, тоже делятся на положительные и отрицательные. Положительные черты - это трудолюбие, добросовестность, аккуратность, дисциплинированность и т. п. Наличие этих черт свидетельствует о том, что труд является для человека привычкой, настоятельной жизненной потребностью. Отрицательные черты - недисциплинированность, лень, безответственность, формальное отношение к деятельности.

Двигательная активность как важное условие развития личности ребенка

В физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств, двигательных действий. Основная цель этой деятельности – физическое и психическое совершенство, т. е. достижение гармонии в процессе развития личности путем ежедневных занятий и специальной физической нагрузки.

Эффективность и систематичность занятий проявляется в определенном уровне развития физических качеств и двигательных навыков. Обучение двигательным действиям в физическом воспитании опирается на психологические закономерности. Их учет необходим для рациональной и научно обоснованной организации занятий по физической культуре. Без глубоких научных знаний о закономерностях развития психики человека в различные возрастные периоды невозможно грамотно строить весь процесс физического воспитания.

В процессе физического воспитания учащийся учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний. П. Ф. Лесгафт писал: «Органы чувств имеют такое прямое и непосредственное отношение к сознательной деятельности человека, что образование его совершенно бессмысленно без возможно большего упражнения этих органов… поэтому насколько развиты палец, глаз, ухо и все воспринимающие извне органы, настолько же развит ум человека и настолько человек в состоянии самостоятельно действовать… Развитие всех указанных способностей получается исключительно упражнением и составляет одну из главнейших задач физического образования. Отсюда возникает настоятельная необходимость для учителя «познакомиться с психологией движений».

Активное участие школьника в разных видах игровой деятельности значительно развивает его способность к произвольному регулированию своего поведения. Повышение культуры движений, выработка новых сочетаний ранее известных и приобретаемых произвольных действий достигается в этом возрасте преимущественно в игровых ситуациях.

В комплексной программе физического воспитания детей младшего школьного возраста много учебного времени отводится подвижным играм. В движениях, которые требуют строгой дифференцировки мышечных усилий и точности в положении отдельных частей тела, интерес школьников поддерживается умелым поощрением достигнутых успехов, введением элементов соревнования в учебный процесс. Игра в этом случае может служить средством закрепления разученных движений, а также мерой поощрения за правильное, точное выполнение предлагаемых заданий. Игры в младшем возрасте являются и основным содержанием специализированных занятий спортом. Это вытекает не столько из потребностей спортивной специализации, сколько из психофизиологических предпосылок развития детей. Дети 6–7 лет быстро утрачивают интерес к специфическим средствам тренировки. Поэтому даже в таких далеких от игры видах спорта, как плавание, лыжный спорт, на этапе начальных занятий используется преимущественно игровой метод. На уроках физической культуры в начальной школе он дает возможность в доступной, эмоциональной форме научить бегу, прыжкам, метанию, т. е. элементарным жизненно необходимым навыкам.

Развитие жизненно важных качеств личности с связи с двигательной деятельностью

Психологические профессиональные качества - это индивидуально- психологические свойства личности, актуально выражающие проявления человека в определенной учебной, трудовой, спортивной и т. д. деятельности и являющиеся основой для приобретения специальных знаний, умений, навыков. Приведем пример перечисления таких качеств, представленных в учебное пособие «Психология личности спортсмена».

Модель личности спортсмена состоит из шести основных структурных компонентов, показывающих основные направления исследования личности спортсмена: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативный, гендерный. Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющие конкретные психологические качества.

Поведенческий компонент характеризует внешние условия психической деятельности. Он включает, тип нервной деятельности, темперамент и характер.

Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие спортсмена к достижениям. Он состоит из: интереса к виду деятельности, уровня притязания и ценностных ориентации.

Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своего вида спорта, эти качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Содержит следующие модельные характеристики - психомоторику, специализированные восприятия, оперативную память, внимание, мышление.

Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль спортивной деятельности. Включает модельные характеристики: эмоциональную устойчивость, психическую саморегуляцию, волевые качества.

Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение к тренеру, отношение к партнерам, к соперникам.

Гендерный компонент показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность, фемининность, андрогинию.

Формирование личности в физическом воспитании опирается не только на данные психологической науки, но и на теоретические положения, систему понятий и практических рекомендаций по физическому воспитанию детей и молодежи, разработанные в теории и методике физического воспитания. Таким образом, помочь рациональному решению практических вопросов образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических основ формирования личности в физическом воспитании является одной из задач психологии физического воспитания.

С поступлением в школу изменяется общественное положение ребенка. Ведущей деятельностью становится учение, которое оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Под влиянием ведущей деятельности формируется произвольность психических процессов, состояний, усиливается сознательная регуляция поведения, познавательная деятельность приобретает планомерный систематический характер.

На психическое развитие детей младшего школьного возраста влияет меняющееся соотношение между основными нервными процессами, происходящими в коре головного мозга: возбуждением и торможением, что важно учитывать при работе по физическому воспитанию.

Во-первых, у детей все еще велика склонность к возбуждению, что объясняет непоседливость младших школьников. Во-вторых, торможение отличается слабостью – отсюда их излишняя торопливость. В-третьих, возбуждение и торможение характеризуются малой подвижностью, что особенно ярко проявляется в неумении быстро переключиться с одной работы на другую. Этим объясняется медленный, как правило, переход от возбуждения к торможению и обратно и, следовательно, большая неточность выполняемых движений.

В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладевать технически сложными формами движений. Это обусловлено тем, что в возрасте 7-8 лет высшая нервная деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития. К этому времени заканчивается важный этап роста и структурной дифференцировки нервных клеток. Стремительно возрастают возможности формирования внутренней речи, основы понятийного, абстрактного мышления. Однако остаются несовершенными процессы внутреннего торможения, вследствие чего выработка новых движений затруднена.

У подростков существенно изменяется содержание деятельности – ведущими становятся общение и общественно-полезная деятельность. На новом уровне протекают психические процессы. Качественные новообразования проявляются в становлении личности; происходит качественный сдвиг в развитии самосознания, в результате чего у подростка формируется представление о себе как о взрослом человеке. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другие особенности – поведение, направленность активности и т. п.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©