Психологические основы отбора в спорте

Специальные способности и критерии профессиональной пригодности в спорте

Достижение спортсменом максимальных спортивных результатов обусловлено наличием у него способностей - психофизиологических свойств, от которых зависят, во-первых, динамика приобретения знаний, умений и навыков и, во-вторых, успешности выполнения определенной продуктивной деятельности.

Для целей психологического отбора в спорте фактор «успешность выполнения продуктивной деятельности» является более актуальным, чем приобретение знаний, умений, навыков, поскольку на данном этапе спортивного развития они уже отступают на второй план.

Доминируют специальные способности, представляющие собой совокупность качеств, тесно связанных со специальными навыками и проявляющиеся в одном определенном виде или группе видов спорта. Обладатель комплекса таких физических и психических качеств относится к категории «способный спортсмен» и у него появляется возможность реализовать себя в стремлении к профессиональному мастерству, главной цели спорта высших достижений.

Способный спортсмен отличается комплексом физических и психических качеств, высокий уровень которых определяет эффективность спортивной деятельности. Этот комплекс не статичен: внутри него возможны неравномерное развитие и компенсации, выражающиеся в различных качественных и количественных соотношениях отдельных функций. Этим, в частности, объясняется малое сходство в характере действий спортсменов примерно одного класса даже при равной эффективности этих действий

При всем многообразии приведенных здесь компонентов пригодности можно выделить ведущие, которые относятся к направленности личности, волевым качествам, эмоциональной устойчивости и наконец, к психическим качествам. Аналогичную систему составляют и признаки профессиональной пригодности спортсмена высокого класса. Необходимо добавить еще одну группу компонентов пригодности — свойств нервной системы, которые непосредственно не входят в способности, но связаны с процессом их развития и представляют собой физиологическую базу способностей.

Таким образом, когда говорят о тех особенностях психики, которые определяют эффективность спортивной деятельности, подразумевают наличие специальных способностей. Их необходимо определять в первую очередь в целях отбора. Вместе с направленностью личности, волевыми качествами, эмоциональной устойчивостью специальные способности характеризуют пригодность спортсмена. В спорте высших достижений естественно говорить именно о пригодности, рассматривая способности как одно из ее условий.

В качестве критериев спортивной пригодности рассматриваются чаще всего следующие подструктуры индивида:

• подструктура на уровне нервных процессов;

• подструктура на уровне психических процессов;

• структура на уровне личностной направленности и социально обусловленных отношений. Последняя — высшая—выполняет функцию объединения подструктур в единую структуру пригодности.

Первая подструктура — подструктура на уровне нервных процессов — включает, в себя нейродинамические свойства силы, подвижности, лабильности, динамичности и баланса процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов определяет выносливость нервной системы при воздействии сильных или длительных раздражителей. В видах спорта, связанных с продолжительной монотонной работой, сильная нервная система становится существенным фактором развития специальных способностей. Интересно, что француз Риу даже считает главной способностью стайера «любовь к терпению». Здесь как бы сочетаются психофизиологические и личностные оценки пригодности.

Подвижность нервных процессов — условие развития способности к быстрым перестройкам структуры действий при изменении тактического репертуара в борьбе против разных соперников.

Лабильность нервных процессов в какой-то степени также связана с развитием скоростных возможностей спортсмена, но проявляется больше в быстроте движений, быстроте сенсомоторного реагирования, «взрывных» действиях.

Быстрота «врабатываемости», способность «с ходу» включиться в напряженную деятельность — психологические проявления динамичности нервных процессов.

Устойчивый баланс нервных процессов обеспечивает реакции при воздействии стресс-факторов и стабильность соревновательной деятельности спортсменов.

Свойства нервной системы особенно значительно влияют на формирование специальных способностей в «переходный период» онтогенеза, когда закладываются основы мастерства. Если для пловцов этот период приходится на 14—15 лет, то для представителей большинства других видов спорта — на более поздний возраст. Исследования, в которых участвовали боксеры высокого класса показали что у них происходит наиболее резкий скачок тех специальных качеств, которые больше всего определяются особенностями свойств нервной системы.

В этом возрасте юниоры сборных команд опережают по уровню развития этих качеств взрослых боксеров. Вместе с тем лишь после 20 лет заканчивается формирование способностей, меньше зависящих от свойств нервной системы: способностей к быстроте восприятия ситуации при большом числе составляющих ее элементов и быстрому выбору адекватного решения; к прогнозированию наиболее вероятного изменения ситуации; к длительному удержанию внимания при непрерывной и психически напряженной работе; к точным упреждающим действиям эмоциональной устойчивости в сложных условиях боя. Все эти компоненты и составляют способности боксера высокого класса.

Вторая подструктура спортивной пригодности - подструктура на уровне психических качеств. В свое время С. Л. Рубинштейн писал: «В состав каждой способности человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции посредством которых эта деятельность осуществляется; но ядро способности — это не усвоенная операция, а те психические процессы, посредством которых эта операция регулируется, качество этих процессов». Стабильно повторяющееся в определенных условиях качество психических процессов присущих индивиду, становится характерным для него психическим качеством.

В циклических видах спорта основную роль играют стабильность мышечно-двигателых дифференцировок, «чувство темпа», «чувство ритма», способность к адекватным самооценкам функционального состояния, устойчивость к болевым ощущениям.

В скоростно-силовых видах спорта специальные способности основываются на концентрации внимания и психических качествах, связанных с высокой стабильностью нервных процессов, что обеспечивает "взрывную" работу нервно-мышечного аппарата, тонкое «чувство времени».

В сложно-координационных видах спорта необходим комплекс качеств: мышечно-двигательные дифференцировки, точная временная ориентировка, «чувство ритма». Учитывая, что в видах спорта последних двух групп, как правило, выполняются определенные попытки упражнений, существенную роль играют качества, обеспечивающие предельную мобилизацию спортсмена непосредственно перед попыткой. Мобилизационную готовность можно рассматривать как состояние спортсмена, но, несомненно, существует и способность к своевременному и произвольному достижению максимальной готовности перед стартом.

Эта способность проявляется в интенсивном и устойчивом внимании, умении вызывать яркие двигательные представления, «провоцировать» эмоциональное возбуждение, концентрировать мысли на предстоящих действиях, управлять волевыми проявлениями

Наконец в играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система перцептривно - интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, протекающих в беспрерывно изменяющихся условиях действительности и в связи с необходимостью в кратчайшие промежутки времени воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения о путях и способах ведения соревновательной борьбы.

Лучшие представители этих видов спорта, как никто другой, отличаются гибкой психикой, гибкой большой подвижностью нервных процессов, благодаря чему эффективно меняют тактику борьбы в зависимости от обстоятельств.

Редко встречаются «идеальные» спортсмены с высокоразвитыми качествами, в любой психической сфере. Практически даже выдающиеся спортсмены имеют хотя бы незначительные недостатки, которые, правда, компенсируются. Одна из главных задач психологов в связи с этим — изучение механизмов компенсации у спортсменов.

Исследования, в которых участвовали фехтовальщики высокой квалификации, позволили выявить следующие наиболее типичные компенсации:

а) недостатки тактического мышления компенсируются быстротой двигательных реакций, устойчивостью и распределением внимания, «чувством времени», «чувством дистанции»

б) недостатки распределения внимания компенсируются быстротой восприятия и мыслительных операций, точностью мышечно-двигательных дифференцировок;

в) недостатки переключения внимания компенсируются быстротой двигательных реакций, способностью точно прогнозировать изменение ситуации в ближайшем будущем, «чувством времени»;

г) недостатки быстроты двигательных реакций компенсируются

способностью к прогнозированию, «чувством дистанции», «чувством

времени», распределением внимания и его устойчивостью, тактическим мышлением;

д) недостатки точности мышечно-двигательных дифференцировок компенсируются вниманием, быстротой двигательных реакций, «чувством времени».

Психические качества не есть нечто раз навсегда данное, даже если речь идет о сформировавшемся спортсмене. В зависимости от степени чувствительности к тренировочным нагрузкам психические качества можно делить на: сензитивные, элективные и индифферентные

Сензитивные качества характеризуются высокой чувствительностью к любым тренировочным нагрузкам. Сюда можно отнести «чувство времени», показатели которого значительно меняются как под влиянием любого тренировочного занятия, так и в процессе изменения тренированности в течение спортивного сезона. Соответственно у спортсменов с высокоразвитым «чувством времени» по его сензитивности к нагрузкам можно диагностировать степень тренированности.

Элективные качества отличаются избирательным изменёнием при воздействии нагрузок, различных как по характеру, так и по длительности. В частности, было установлено, что у представителе спортивных игр и единоборств быстрота простой психической реакции практически не изменяется в процессе тренировочного занятия, но элективна к воздействию напряжения предсоревновательных ситуаций.

Индифферентные качества не изменяют основных своих параметров во время тренировочного процесса. Так, точность сенсомоторной координации дифференцируется только по признаку индивидуальных различий и принадлежности спортсмена к определенному амплуа.

Второй принцип дифференцирования психических качеств основывается на оценке их значимости для эффективной спортивной деятельности. По этому принципу их можно разделить на референтные и незначимые. Например, для игр и единоборств, референтными считают:

• быстроту и точность реакции выбора,

• точность антиципирующей реакции,

• «чувство времени»,

• «чувство дистанции»,

• быстроту решения оперативных задач при наличии 3—5 вариантов решений и 4-6 ходов, необходимых для правильного решения;

• точность вероятностного прогноза при реагировании на разновероятностные сигналы;

• интенсивность и устойчивость внимания.

Такие особенности психических качеств должны учитываться при спортивном отборе, когда необходимо оценить уровень специальных способностей.

Особое внимание необходимо обращать на качества индифферентные к воздействию временных состояний, определяемые главным образом врожденными данными спортсмена.

В том случае, когда из группы спортсменов высокого класса необходимо отобрать кого-то на конкретное соревнование, решающими должны быть оценки сензитивных и элективных качеств, поскольку именно они определяют степень тренированности на данный момент времени.

При отборе следует обращать внимание на свойства личности спортсмена, его нравственные качества.

Отбор — это процесс, сочетающий в себе установление определенных критических уровней выполнения действия и наблюдение за его поведением. Если критический уровень выполнения действия, — а в спорте он стремится к бесконечности, так как всегда необходимо действовать как можно лучше - определяется уровнем психических качеств, то поведение во многом обусловлено личностными особенностями спортсмена.

Целью процесса отбора является предсказание успеха. Первоначальная оценка исследуемых позволяет установить категорию предвидения, а повторное обследование через сравнительно большой промежуток времени, дает категорию различения. Предсказание заключается в установлении соотношения между двумя этими категориями.

Одним из этапов реализации стремления к высшему спортивному мастерству является профессиональный отбор.

Это комплекс мероприятий, направленных на выявление спортсменов в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретных видов спорта и отдельных специализаций. Профотбор включает в себя изучение социальных характеристик, уровня общефизической и специальной подготовленности, медико-биологическое и психологическое обследование.

Спортивный профотбор - это процесс длительный, пролонгированный во всю спортивную карьеру спортсмена, т. к. начавшись с момента комплектования групп начальной подготовки он продолжается вплоть до комплектования сборных команд страны. Выделяются следующие этапы спортивного профотбора:

• определение пригодности к спортивной деятельности;

• выявление индивидов способных к начальной спортивной подготовке;

• определение пригодности к спортивной деятельности в конкретном виде спорта;

• дифференциация по спортивному амплуа;

• определение перспективности к достижению результатов мирового уровня;

• отбор исполнителей для участия в конкретных соревнованиях.

Для спортивного отбора центральным является психологический аспект, т. к. без оценки мотивов, способностей, спортивно-значимых свойств темперамента и характера, психических процессов и состояний не может быть достигнуто соответствие между требованиями определенной спортивной деятельности и индивидуально-психологическими качествами спортсмена. Это соответствие обеспечивает высокую эффективность, надёжность и устойчивость тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.

Основные методологические принципы психологического отбора

Важность психологического аспекта отбора и иерархическая сложность выделяемых психологических качеств спортсмена требует строго соблюдать основные методологические принципы психологического отбора в спорте

Принцип системности. Играя главную роль, предусматривает взаимосвязанную разработку процедуры отбора, изучения психологических особенностей спортсменов высокого класса, прогнозирования результатов тренировок и спортивных достижений.

Принцип научной обоснованности. требует специальной научной проверки и глубокого теоретического обоснования разработанных правил отбора в каждом конкретном виде спорта, для определенных соревновательных ситуаций.

Принцип комплексности. Подчеркивает многоплановость проблемы отбора и устанавливает необходимость принятия решения о позитивном или негативном результате диагностики только на основе всего комплекса информации: социальной, педагогической, медико-биологической, экономической, психологической.

Принцип пролонгированного, динамического отбора. Согласно этому принципу отбор в спорте есть непрерывный процесс изучения и диагностики спортивно-значимых свойств и качеств личности спортсмена, на протяжении всей его спортивной карьеры.

Принцип педагогической ценности. Определяет важность использования результатов психодиагностического обследования спортсменов не только для задач отбора наиболее одаренных, но и для управления тренировочным процессом, ходом соревновательной борьбы; для целенаправленного построения процессов воспитания, тренировки, рекреации и восстановления, а так же разработки новых учебно-тренировочных средств.

Принцип адаптивности. Предусматривает гибкость, изменяемость критериев отбора в связи с изменением требований к спортсменам.

Принцип гуманизма отбора. Он играет защитную роль как на стадиях выбора вида спорта, защищая спортсмена от непосильных нагрузок и разочарований неправильно выбранной специализации, так и при постановке нереальных целей достижения.

Принцип актуальности указывает роль и место психологического отбора в системе подготовки к достижению максимальных спортивных результатов, в современных условиях в значительной степени зависящих от способностей и индивидуальных качеств психики спортсмена.

Принцип практичности. Требует рентабельности не только по материальным затратам на оборудование и обучение специалистов, но и по частоте, продолжительности обследований и оперативности получаемых психодиагностических рекомендаций.

Система психологического отбора в спорте

Разработка системы психологического отбора, опираясь на соответствующие закономерности теории спортивной тренировки, включает в себя четыре этапа: формирование целевых критериев, выбор прогностических критериев, построение модели отбора и практика спортивного отбора.

Формирование целевых критериев.

При отборе спортсменов, по мнению специалистов, в качестве целевых критериев выступают признаки успешности спортивной деятельности: соревновательные результаты различного уровня и результаты специальных испытаний и тестов, регистрирующих уровень развития различных систем организма.

Целевые критерии успешности спортивной деятельности подразделяются на объективные и субъективные.

Объективные выражаются в стандартных метрических единицах измерения принятых в виде спорта или через занятое место.

Субъективные - это чаще всего экспертные тренерские или судейские оценки квалификации спортсмена. В качестве эксперта можно привлекать и самих квалифицированных спортсменов. Данный вид оценок должен отвечать ряду требований: статистическая достаточность.

Выбранные целевые критерии отбора должны пройти психометрическую процедуру оценки их валидности и надёжности, т. к. цена ошибки в принятии решения о судьбе спортсмена очень высока.

Выбор прогностических критериев.

Прогностическими критериями являются результаты спортивной психодиагностики, по которым предсказывается - спортивная квалификация, пригодность к амплуа, уровень достижений, соревновательная устойчивость и надежность и другие спортивно-значимые целевые характеристики спортсмена.

Основная проблема прогнозирования заключается в том, что достижение максимальных спортивных результатов в разных видах спорта и на разных ступенях спортивного мастерства зависят от большого числа различных психофизиологических показателей и поиск информативных признаков превращается в самостоятельную задачу.

Она решается в два этапа. Сначала составляется психоспортограмма. Это психологическая характеристика конкретного вида спорта. Она подробно описывает специфические, характерные для вида спорта, психические нагрузки на спортсмена и детально, на уровне шкалирования устанавливает специфические требования к психике спортсмена.

Для составления психоспортограммы исследуются: структура и характер спортивной деятельности, её специфические актуальные отрезки, анализируется нагрузка и условия её выполнения, описываются наиболее типичные тренировочные и соревновательные ситуации, составляется перечень типичных стресс-факторов.

Требования к спортсмену, содержащиеся в психспортограмме, охватывают четыре уровня:

1 медицинские - состояние соматического здоровья, показания и противопоказания к занятиям данным видом спорта.

2 физические - уровень общей и специальной физической подготовленности на определенном этапе отбора.

3 психофизиологические - требования к уровню проявления свойств высшей нервной деятельности, психических процессов, психомоторных качеств.

4 личностные и социально-психологические - требования к особенностям личности и межличностным отношениям спортсмена.

Выделенные требования служат основанием для выбора тестов и методов исследования индивидуально-психологических особенностей спортсмена, охватывающих возможно более полно профессионально-значимые для данного вида спорта качества психики. На основании этих требований создаются так называемые «батареи тестов» разной направленности, взаимодополняющие друг друга, что повышает надёжность прогноза.

На втором этапе выбора прогностических критериев осуществляется проверка их информативности. Как правило, это происходит при повторном, через определенные сроки, тестировании экспериментальных, рафинированных групп. Результаты тестирования подвергаются корреляционному анализу, регрессионному анализу, исследуется достоверность различия и вариативность признаков, определяются периоды времени, когда результаты неизменны и коррелируют их с критериями успешности. При значениях коэффициента корреляции больше 0,3 -0,4 тестовая батарея признается валидной и может использоваться в отборе.

Величина t позволяет различать прогноз как долгосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Построение модели отбора.

Надежное предсказание успешности спортивной деятельности возможно только с учетом одновременного воздействия различных факторов. В их числе множественные характеристики психики спортсмена. И чем больше в модели характеристик состояния систем, тем ниже эффективность вероятного прогнозирования.

Решение данной проблемы моделирования заключается в объединении множества различных характеристик психики спортсмена в одну или в небольшое число интегральных характеристик психологической пригодности спортсмена.

Единственной неизвестной величиной здесь является весовой коэффициент, который получается или на основании мнений экспертов или методами факторного или регрессионного анализа.

Интегральный показатель, определяемый методами факторного анализа, полнее и разностороннее описывает психологию личности спортсмена, а интегральный показатель полученный методами регрессионного анализа точнее прогнозирует успешность спортивной деятельности.

Построение моделей возможно так же расчётом средней значений и её вариаций по выделенным факторам психоспортограммы.

Исходя из задач спортивного совершенствования и общей и специальной психологической подготовки, целесообразно разделять модели свойств личности спортсмена для психологического отбора на следующих уровнях:

- свойства личности Данная модель отражает наиболее консервативные качества индивида и служит целям долгосрочного прогноза.

- психические процессы и психомоторные качества. Эти качества поддаются развитию, а модель отражает уровень психофизической подготовленности спортсмена на определенном этапе учебно-тренировочного процесса и служит целям среднесрочного прогноза.

- психические состояния Данная модель отражает наиболее изменчивые и внешне зависимые свойства психики, а построение её сопряжено с большими теоретическими и методологическими трудностями связанными с объединением множества факторов - кроме количественных изменений в конкретный момент времени данная модель включает особенности предшествующей динамики состояния за некоторый промежуток времени, влияние биоритмов организма и личной мотивации. Это модель интегральной готовности к достижению максимального спортивного результата и она служит целям срочного прогноза.

Разработка системы психологического отбора и построения моделей отбора завершается составлением организационно-методических указаний по его проведению.

Практика психологического отбора

Психологический отбор осуществляется с помощью «батарей тестов», показатели которых вошли в интегральную оценку профессиональной пригодности спортсмена. При проведении обследования при отборе соблюдаются стандартные требования к его условиям, В первую очередь это мотивированность спортсмена и стандартность методики и условий. Анализ полученных результатов и принятие решения осуществляется исходя из задач отбора - отсев малоперспективных или выбор высокоодаренных.

Приведенные конкретные примеры демонстрируют варианты использования психологической информации для разных целей и с применением разных моделей.

Прогноз соревновательной надежности по линейному уравнению характеристик личности и психических процессов. Интегральная модель.

Надежность характеризует способность спортсмена выступать на ответственных соревнованиях на уровне своих лучших тренировочных результатов. В ряде исследований показано, что надежность зависит от индивидуально-психологических особенностей личности. Поэтому разумно в качестве целевых признаков использовать оценки надежности, а в качестве прогностических — характеристики личности.

В психодиагностическом обследовании мужчин-спортсменов высшей квалификации в различных видах спорта, оценки надежности выступлений были получены экспертным методом. Надежность оценивалась экспертами по 5-балльной системе на основании результатов, показанных в наиболее ответственных соревнованиях в течение года после психодиагностического исследования.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©