Психологические основы физической подготовки

Физическая подготовка высококвалифицированных спортсменов— педагогический процесс, направленный на совершенствование физических качеств и достижение максимального спортивного результата.

Осуществление физической подготовки связано с проявлением спортсменами ряда психических свойств и качеств. Определение взаимосвязей конкретных проявлений психических процессов, состояний и свойств с успешностью решения различных задач физической подготовки спортсменов, целенаправленное совершенствование этих процессов, воспитание необходимых свойств, адекватное управление состоянием - все это является психологическими основами физической подготовки высококвалифицированных спортсменов и обеспечивает повышение эффективности их тренировки.

Психологическая направленность средств физической подготовки

Целью физической подготовки является совершенствование основных физических качеств выносливости, силы и быстроты.

Совершенствование выносливости происходит в процессе упражнений, вызывающих утомление, усталость.

Здесь можно сформулировать следующее правило:

Без утомления нет тренирующего эффекта,

без преодоления усталости нельзя тренировать выносливость.

У спортсмена необходимо формировать положительное отношение к работе, вызывающей утомление, и даже к тем неприятным, порой болезненным ощущениям, которые возникают вследствие утомления. Спортсмен должен расценивать эти признаки утомления не как симптомы опасности, а как сигналы того, что в ходе выполнения упражнений достигается необходимый тренирующий эффект. Упражнения для развития выносливости выполняются в течение продолжительного времени и как правило, связаны с, многократным повторением одинаковых действий циклического характера.

В силу этого чувство усталости может наступать не только вследствие утомления мышц и внутренних органов, но и вследствие монотонности работы.

Сочетание этих особенностей тренировки выносливости может способствовать появлению специфического новообразования - «фактора поиска комфорта»

Содержание этого фактора - тяжелое утомление физического характера и поиск психического комфортного состояния после него. Этот фактор является основной психологической причиной стойкого падения результатов, потому что синдром «Психическое комфортное состояние после максимальной работы при высоких результатах» может трансформироваться в синдром «Психическое комфортное состояние любой ценой, вне зависимости от объема работы и качества результата».

В первую очередь здесь поражается мотивационная составляющая состояния. Мотивационная пара «утомление для результата» заменяется другой – «комфорт для результата», что в видах на выносливость совершенно неприемлемо.

Основным побудителем к тренировочной работе такого объёма и содержания является мотивация - её уровень, структура, степень осознанности спортивно значимых мотивов.

Исследования в психологии труда и спорта показали, что:

выносливость это в значительной степени сила и стабильность мотивации личности.

Четкое осознание необходимости выполнения нагрузки определенного объема и интенсивности и тщательное продумывание средств и методов реализации этой нагрузки в тренировочном процессе - главное условие совершенствования выносливости.

Сознательное принятие плана совершенствования выносливости способствует формированию категорической установки на осуществление полностью и при любых условиях намеченной программы. Именно категорическая установка, т. е. предварительно сформированная готовность обязательно и полностью выполнить запланированную нагрузку, помогает преодолевать утомление. По данным А. С. Егорова, замена категорической установки условной на 70% снижает вероятность выполнения задания.

Для преодоления утомления, для снижения отрицательного воздействия на работоспособность чувства усталости, для противодействия монотонности нагрузок необходимо формировать умение направлять сознание, концентрировать внимание. Спортсмен должен специально работать над совершенствованием умения переключать внимание, с неприятных ощущений, возникающих при утомлении, на мысли, не связанные с выполняемой в данный момент деятельностью, либо наоборот, на сознательный контроль за выполнением заданных параметров движений.

Такое переключение реально помогает бороться с утомлением - об этом свидетельствует опыт многих легкоатлетов лыжников-гонщиков, гребцов.

В процессе совершенствования выносливости, особенно в наиболее трудные моменты тренировки следует использовать приемы самостимуляции, самомобилизаци. Их можно разделить на две группы: а) выбор ориентиров и постановка конкретных задач по ходу тренировочной деятельности: « добежать до того дерева», «сделать еще 50 гребков в полную силу», «пройти не снижая темпа этот подъем», «еще два круга» и т. п.); б) самоприказы.

Успешное выполнение работы «на выносливость» связано с использованием психологических механизмов восстановления работоспособности. В этом плане необходимо научиться расслаблять натруженные мышцы, научиться, в целях более быстрого и полного восстановления не думать о прошедшем и предстоящем тренировочных занятиях, давая, таким образом отдых нервной системе и психике.

Следует иметь в виду, что и категорическая установка и переключение внимания, и конкретизация задач, и самоприказы - все это помогает совершенствовать выносливость, но лишь в тех случаях, когда у спортсменов достаточно развиты такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость и упорство.

Совершенствование силы также требует целеустремленности, настойчивости и упорства. Особенно необходимы эти качества в тех случаях, когда методом развития силы является многократное повторение упражнений с незначительным отягощением. При выполнении упражнений «взрывного» характера с околопредельными или предельными отягощениями ведущее значение имеют смелость, концентрация внимания, умение мобилизовать все свои возможности. Перед выполнением упражнений с максимальным усилием спортсмену необходимо полностью отвлечься от всех посторонних раздражителей, в том числе и от мыслей о трудности, опасности упражнения, вероятности его невыполнения, о возможных ошибках.

Этому способствует концентрация и сосредоточенность внимания на основном компоненте предстоящего двигательного действия, на определении. момента готовности начать упражнение, на эмоциональном возбуждении, необходимом для полной мобилизации физических сил и проявления значительных волевых усилий. Другими словами, возникает насущная потребность регуляции своего состояния. Способами и приемами саморегуляции внутренних состояний спортсмен высокого класса должен владеть, следовательно, в целях обеспечения не только результативности и надежности соревновательной деятельности, но и успешной физической подготовки.

Высокие требования к психическим функциям предъявляются и при тренировке быстроты.

Как известно быстрота - сложное физическое качество. Выделяют три основных элементарных проявления быстроты: минимальное время начала действия в ответ на заранее обусловленный раздражитель, минимальное время выполнения одного движения, максимальная частота движений. Эти три составляющие быстроты независимы одна от другой. Ряд исследований свидетельствуют, что скрытый период реакции не укорачивается вследствие тренировки. Однако в спорте первостепенное значение не столько скрытый период реакции, сколько моторный её компонент - время двигательного- действия. А это проявление быстроты тренируемо.

Психологической предпосылкой совершенствования быстроты выполнения двигательного действия является, во-первых, умение тонко различать микроинтервалы времени, например, спринтер затрачивает 0,3 сек на выполнение первого шага — на «уход» со старта. Встает задача сократить это время, скажем, на 0,1 сек. Решить её можно быстрее и легче, если предварительно научить, с помощью точно дозированных световых или звуковых сигналов ) отличать интервал времени, равный 0,3 сек., от интервала равного 0,2 сек.

Психологической предпосылкой совершенствования быстроты выполнения двигательного действия является, во-вторых, формирование определенной установки.

В ситуации ожидания старта возможны две различные установки: сенсорная, выражающаяся в готовности воспринять сигнал, в концентрации внимания именно на сигнале, и моторная, выражающаяся в готовности как можно быстрее начать движение, в концентрации внимания именно на предстоящем двигательном действии.

Большему проявлению быстроты способствует моторная установка, которую и надо формировать.

Психологическими предпосылками совершенствования максимальной частоты движений служат также точность восприятия - воспроизведения микроинтервалов времени и соответствующие установки. Кроме того, существенным является умение спортсмена избавляться от излишнего мышечного напряжения, умение вызывать и сохранять необходимый уровень эмоционального возбуждения, потому что и недостаточный и чрезмерный уровень возбуждения препятствует проявлению быстроты.

Таким образом, в процессе тренировки быстроты, как и при совершенствовании выносливости необходима саморегуляция внутренних состояний.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©