Психологические основы технической подготовки

Психологическая структура двигательных навыков в спорте

Под технической подготовкой в спорте чаще всего понимают процесс обучения основам техники действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки, а также совершенствования избранных вариантов спортивной техники. Психологической основой освоения и совершенствования двигательных навыков служит образование, дифференцировка и последующая динамика временных условных связей в мозговых структурах.

При этом психические механизмы обеспечивают осознанный характер действий, поскольку в спорте чаще всего требуется достаточно обширные и глубокие знания, четкие представления о технике двигательных действий, сознательный контроль за выполнением действий, подотчетность действий сознанию, возможность обеспечения второсигнального управления движениями.

Спортивные педагоги знают как велико значение использования точной терминологии. Даже тогда, когда контроль сознания может помешать автоматизированному выполнению движения с максимальной быстротой или точностью, тем не менее, возможность ясного осознания и детализация движений возможна и такие задачи нередко ставятся. В этих случаях используется словесный образ, построенный на целом ряде первосигнальных возбуждений.

Формированию и последующему развитию двигательных навыков в спорте присуща высокая степень точности движений. Точность движений необходима спортсменам как в пространственном, так и во временном аспектах. Примерами необычайно высоких требований к точности межмышечной координации, синхронности движений во времени мы видим в циклических видах спорта, а требования к пространственной точности в различного вида прицельных состязаниях. Однако чаще всего требуется пространственно-временная точность. Непременным и наиболее эффективным средством обеспечения необходимой точности изучаемых и совершенствуемых движений является обратная связь: срочная, легко воспринимаемая информация о наиболее существенных параметрах движения.

Не менее важной стороной спортивных навыков является их устойчивость и надежность.

Чаще всего в самом начале освоения навыка используются несколько упрощенные, облегченные условия, которые впоследствии постепенно усложняются эмоциональными фактора-ми соревнований, противодействием соперников, погодными условиями и многими другими факторами. При этом спортсмен в целом ряде видов спорта должен сохранять безошибочную схему движения, точно выполнить требуемое движение даже при многочисленных и разнообразных отвлекающих воздействиях, а иногда выполняя движение на пределе проявления физических качеств.

Одновременно должна сохраняться гибкость навыков, позволяющая адаптировать навык к изменению развитости физических качеств, к специфике действий соперника, изменению трассы и многому другому.

В результате многолетних тренировок вырабатывается универсальная, общая приспособляемость навыка к самым раз-личным условиям тренировок и соревнований. При этом спортсмен, обладающий таким свойством навыка, испытывает значительно меньшие психические нагрузки, тратит меньше нервной энергии.

Психологические механизмы технической подготовки

Психологические особенности технической подготовки спортсменов теснейшим образом связаны со спецификой критериев соревновательных действий в конкретном виде спорта. Полезный результат любого действия, сам факт его достижения, отражается психикой человека как необходимая совокупность достигнутых параметров. Применительно к спортивному действию сам результат, а также один или несколько параметров могут стать основой для формирования критерия.

Деятельности не учат, учат действиям. В связи с этим психологическая проблема технической подготовки «чему учить и как учить» может быть сведена к выявлению двух банков: банка самих соревновательных действий и банка критериев результативности этих действий. Однако подлинный полезный педагогический эффект может быть получен лишь в результате выявления сопоставимости, со относимости обоих банков, построения логики этого соотнесения.

Банк критериев для специалиста в области спорта хорошо известен. Это: число попаданий в цель, максимальный вес, число поднятий, минимальное отклонение от цели, сопоставимость с эталоном, минимальное время, скорость, максимальное расстояние в игровых, силовых, прицельных, координационных, скоростных, сложно-координационных, циклических действиях и единоборствах. Этот банк составляет целевую, оценочную сторону действия.

Банк соревновательных действий охватывает все известные нам случаи спортивного соревнования людей: соревнования в рамках правил, со-ответствующего судейства и после специальной подготовки участников. Попытка систематизировать все известные нам соревновательные действия привела к необходимости обособления на первом уровне трех подсистем действий: стандартных, управляющих и ситуативных противодействий.

При этом «стандартные действия» прежде всего отличаются очевидной энергоавтономностью, четким действием физических критериев. В этих действиях часто фиксируются рекорды, отслеживается динамика достижений спортсменов от поколения к поколению, возможны заочные состязания, здесь обширное поле деятельности для реализации достижений точных наук. При освоении навыков в этих соревновательных действиях спортсмены стремятся к наибольшей стандартизации навыков, к устойчиво-сти и точности.

В «управляющих действиях» наиболее существенными являются кибернетические критерии успеха, в них очевидна энергозависимость спортсмена от мощности двигателя, силы ветра, перепада высот, профиля трамплина и т. п.

Несмотря на то, что критерием действий яхтсмена, всадника, горнолыжника служит скорость, человек здесь преимущественно выступает как кибер и его действия являются управляющими по отношению к траектории движения. При освоении навыков здесь на первый план выступают требования высокой точности, скорости переработки информации и гибкости навыков.

Обособление «ситуативных противодействий» обусловлено очевидной необходимостью постоянного, ежесекундного противодействия. Соперники по ходу поединка или игры постоянно находятся в жестком или опосредованном контакте друг с другом, создают друг другу бесконечное множество неожиданных ситуаций, опережая друг друга, препятствуя друг другу в достижении цели. В логике освоения спортивных навыков важны именно отдельные ситуации противодействия, отдельные технические и игровые действия. В целом поединок или спортивная игра с позиций деятельностного подхода скорее являются моделями деятельности, а не действиями, и в значительной мере определяются мотивами спортсменов, а не целями.

Именно поэтому спортсмены в данных видах спорта озабочены приобретением широкого арсенала приемов противодействия, стремятся к их отточенности, устойчивости и, одно-временно, нуждаются в высочайшей гибкости при реализации соответствующих приемов и контрприемов.

На основании анализа данной систематики вполне очевидны особенности объективных требований к психике спортсмена в конкретном соревновательном действии. Из этих требований становятся очевидными также и особенности технической подготовки. Назовем основные из них.

В стандартных действиях:

в силовых, обеспечение наиболее эффективного для про-явления максимальных усилий способа движения, сочетающего своевременную межмышечную координацию, сохранение равновесия;

- в скоростных, обеспечение максимального ускорения тела или снаряда за счет целесообразного предвари-тельного растягивания и последующего сокращения мышц, организации соответствующей ритмики движения, использования траектории и инерции предварительного разбега;

- в скоростных, обеспечение локомоторного преодоления расстояний за счет выработки на тренировках в высшей степени экономичных и эффективных движений, синхронности работы в экипажах, приспособления техники движений к условиям трассы, погодным условиям, свойствам среды движения и среды опоры, а также за счет навыков определения утомления и усталости;

- в прицельных, обеспечение максимальной точности движений, включающей тончайшие зрительные, вестибулярные и тактильные ощущения, выработку самообладания, психической устойчивости, предельной внимательности;

- в сложно-координационных, освоение сложных и сложнейших движений, сопряженных с опасностью получения трав-мы, которые требуют высочайшей пространственно-временной точности межмышечной координации, тонкости вращательных дифференцировок, равновесия.

В управляющих действиях:

- в координационных, овладение простыми или весьма сложными в конструктивном отношении средствами передвижения, формирование и совершенствование навыков, сходных со стандартными сложно-координационными, но предъявляющими высокие требования к эргономическим параметрам движения;

- в скоростных, формирование навыков быстрой оценки состояния трассы, волнения, погодных условий, препятствий, где требуется мгновенная обработка информации и реакция, построенная на прошлом опыте, готовности к оправданному риску, элементы творчества;

- в игровых, освоение комплекса приемов виртуозного управления различными средствами передвижения, включающих все требования к игровым противодействиям, но усложненных эргономическими проблемами и проблемами контакта с животными.

В ситуативных противодействиях:

- в единоборствах - освоение арсенала специальных приемов и контрприемов противодействия сопернику, или приемов, ведущих к досрочному окончанию поединка, требующих от спортсмена адекватной реакции на действия соперника, навыков проявления собственной технической активности, мышления на фоне утомления;

- в игровых видах спорта - освоение множества приемов индивидуальных и командных действий, требующих, как правило, высокой точности, устойчивости и гибкости навыков, быстрой переработки информации о технических действиях соперников и партнеров.

Систематика соревновательных действий спортсмена - на рисунке 9.

Особенности протекания психических процессов при технической подготовке

Освоение и совершенствование техники спортивных действий предъявляют различной степени требования к развитию психических процессов. При этом наблюдается взаимно опосредованное воздействие технической подготовки и развития психики: освоение совершенной и более сложной техники требует дальнейшего развития психических функций, а достижение более высокого уровня психического развития требует постоянного усложнения двигательных задач и соответствующего упражнения.

Прежде всего, техника соревновательных действий базируется на ощущениях, среди которых ведущее место занимают двигательные, зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные.

Мышечно-двигательные ощущения несут информацию о длине и скорости изменения длины мышечных волокон, а рецепторы, находящиеся в сухожилиях и суставах «информируют» мозг о положении звеньев человеческого тела.

По меткому выражению И. М. Сеченова мышечные ощущения являются «темными», т. е. не похожи на боль, на ощущения холода и т. п. О протекании ощущений мы можем судить только по перемещению туловища, конечностей. Ведущей задачей тренера и спортсмена при изучении и совершенствовании техники является развитие отчетливости ощущений. Как правило, наибольшим эффектом развития двигательных ощущений обладают методы, обеспечивающие преодоление их «темноты»: визуальный контроль, использование кино, фото, видео-технических средств, приборов, графической фиксации и т. п.

Зрительные ощущения как правило играют весьма важную роль в процессе создания первичных представлений о движении, а также в ориентации и коррекции выполняемых движений. По мере овладения навыком спортсмен получает возможность использовать зрение для получения информации, не связанной напрямую с собственными движениями. Кроме этого зрительные ощущения оказывают заметную помощь в анализе техники движений, в осмыслении возможных коррекций.

Вестибулярные ощущения задействованы в освоении и совершенствовании техники спорта весьма широко и разнообразно. В различных видах спорта присутствуют многочисленные вращательные движения, движения на узкой опоре, движения, в которых на протяжении всего выступления спортсмен находится в состоянии так называемого динамического равновесия, т. е. не падает, но только потому, что одно неустойчивое положение сменяется таким же, но в противоположную сторону.

Осязательные и органические ощущения в жизни каждого спортсмена занимают видное место, особенно в видах спорта, связанных с различными спортивными снарядами, мячом, клюшкой, управлением средствами движения, а также служат отправной точкой многих технических действий в единоборствах. Органические ощущения в совокупности с другими ощущениями позволяют составить отчетливую картину работы органов спортсмена.

Слуховые ощущения служат источником дополнительной информации о параметрах движения, благодаря слуховым ощущениям возникает возможность корректировать движение в момент его выполнения, обеспечить второсигнальную основу осознания движений. Важную контролирующую и информационную роль слуховые ощущения играют в ритмической организации движений.

Решение задач технической подготовки неразрывно связано с развитием восприятия. Все свойства и качества восприятия: целостность, константность, предметность, апперцепция, осмысленность, в полной мере задействованы в овладении техникой движения.

Наибольшую значимость для овладения техникой различных видов спорта имеет оценка расстояний, направления движения и его амплитуды, скорости и ускорения, темпа и ритма, взаимо последовательности движений. Как и развитие ощущений, развитие восприятия в значительной мере облегчается созданием четких ориентиров движения, обеспечением срочной обратной связи, специальными упражнениями, предусматривающими варьирование скорости движения, применение снарядов различного веса, специальными подводящими упражнениями, расчлененным выполнением движения, применением соответствующей точной терминологии, словесными отчетами спортсмена о выполняемом движении.

По мере овладения техникой избранного вида спорта у занимающихся формируются специализированные восприятия: «чувство воды» у пловцов и гребцов, «чувство дистанции» у боксеров, «чувство мяча» у представителей спортивных игр, «чувство снега» у лыжников, «чувство ворот» у вратарей и многие другие. Практически каждый вид спорта требует от спортсмена формирования сложнейшего комплексного восприятия, в которое входят не только параметры движения, но и оценка физических качеств, уровень спортивной формы и т. п.

Если к этому добавить, что в командах и экипажах всегда существуют спортивные амплуа: защитника, нападающего, вратаря и множество других дифференцировок спортсменов по функциям во время соревнований и тренировок, то следует еще учесть, что особенности восприятия глубоко индивидуализированы.

Важную роль в технической подготовке спортсмена играют процессы памяти. Тренерам приходится постоянно работать над использованием и развитием индивидуальных особенностей памяти: двигательной, словесно-логической, эмоциональной, образной, произвольной, непроизвольной, кратковременной, долговременной и оперативной. Любой из этих видов памяти может стать краеугольным камнем освоения техники движения или, напротив, препятствовать успешному решению двигательных задач. Память может преподнести спортсмену множество сюрпризов не только в период овладения движением, но и при выполнении казалось бы прочно усвоенного действия. Чаще всего это случается при повышении эмоционального фона выступления, обострении конкуренции, новизне обстановки, где «всплывает» старая, вроде бы забытая техника, а повышение контроля сознания за собственными движениями замедляет выполнение упражнения. Основой технической подготовки без всякого преувеличения можно назвать двигательные представления. Представления — это образы восприятия предметов, ситуаций и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения. В отличие от образов восприятия они могут носить обобщенный характер и относиться не только к настоящему, но и к прошлому и возможному будущему, то есть могут обеспечить решение задач программирования, развития и регуляции движения. С использованием представлений связано широкое применение в спорте метода идеомоторной тренировки.

Формирование и совершенствование спортивных навыков

Навыком называется целенаправленное действие, формируемое посредством повторения. Навык характеризуется степенью автоматизированности, т. е. снижением по мере повторения уровня поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Различают навыки исходно автоматизированные, формируемые без осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, т. е. формируемые с предварительным осознанием компонентов действия. Осознание в последствие становится предпосылкой контроля, обеспечивающего более быстрое совершенствование и перестройку навыка. В этом случае интериоризация охватывает многие факторы навыка делает навык более гибким.

Чаще всего педагогами и психологами с аналитическими целями выделяются три стадии динамики навыка.

Стадия первичного освоения структуры движения. В самом начале освоения движения спортсмен и его тренер довольствуются весьма приближенным сходством выполняемого движения с его эталонным исполнением. Тем не менее, в результате такого исполнения спортсмен имеет самое общее представление о цели данного действия, ему предлагается набор исходных понятий о технике выполнения двигательного действия, а в последующем педагогическом взаимодействии ему не-обходимо получить сведения об ошибках, лишних движениях, возможности использования его прошлого опыта. Все попытки выполнения движения выглядят неловкими, сам спортсмен плохо разбирается как в своих ощущениях, так и в способах улучшения качества движения. Чаще всего для контроля за собственными движениями спортсмен полагается на зрительные ощущения. Существуют возрастные особенности первичного освоения структуры движения: дети чаще всего действуют на основе подражания, а взрослые склонны к действиям на уровне интеллектуального постижения.

Стадия овладения навыком. Характеризуется освоением приемов выполнения навыка, повышающих его эффективность, сходство с эталонным движением, последовательным и постепенным созданием полного представления о движении, развитием полимодальной афферентации и восприятия при усилении интегративной, ведущей функции двигательного анализатора.

По мере овладения навыком появляется возможность его автоматизированного выполнения, переключения внимания на другие объекты, распределения внимания между несколькими объектами. Спортсмен освобождается от лишних движений, все более частыми становятся попытки правильного выполнения движения. Появляется возможность включения навыка в состав других действий спортсмена и при этом качество выполнения навыка существенно не страдает.

Стадия закрепления и совершенствования навыка. Стадия своего завершения не имеет, поскольку совершенствование продолжается пока спортсмен тренируется и участвует в соревнованиях. Двигательный навык достигает высокой степени автоматизма при одновременной возможности вариативного его применения, обусловленного соревновательной ситуацией, состоянием трассы и т. п. Спортсмен имеет отчетливое представление о всех факторах совершенствуемого движения, сам навык отличается высокой эффективностью, экономичностью, быстротой. Прогресс совершенствования навыка на начальных стадиях более очевиден, а на стадии закрепления и совершенствования постепенно приобретает характер весьма пологого плато с некоторыми колебаниями, обусловленными спецификой подготовки, мотивацией, степенью осознанности и интериоризации. Спортсменам это явление хорошо известно: когда не хватает «чуть-чуть» для попадания мяча в площадку, для того, чтобы планка осталась на стойках, для выигрыша нескольких сантиметров у соперника, для того, чтобы реализовать начатую атаку и т. п. В то же самое время его сопернику буквально «везет» во всем: у него получаются все удары, он успевает сделать все не-обходимое, и даже ветер помогает ему своими порывами. Случаев, когда одновременно «везет» обоим соперникам, гораздо меньше, но эти моменты служат подлинным украшением поединка.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©