Психологические основы тактической подготовки

Тактика — это, совокупность способов применения технических приемов в соответствии с задачами соревнования. Она направлена на целесообразную реализацию сил и возможностей спортсмена и на максимальное использование недостатков, промахов соперника.

В ходе соревновательной борьбы каждый спортсмен имеет свою определенную изменяющуюся линию поведения, цель которой — завуалировать собственные намерения от соперника и одновременно раскрыть его тактические намерения, создать благоприятные условия для решения конкретных соревновательных задач.

Соревновательная борьба в спорте осуществляется с помощью широкого круга разнообразных тактических действий, которые можно разделить на три классификационные группы: 1) действия по тактическому анализу, прогнозированию и программированию; 2) двигательные действия; 3) действия соревновательного поведения. Все три вида действий выступают в единстве, находятся в тесной взаимосвязи взаимозависимости, и поэтому их раздельное рассмотрение носит во многом условный характер, хотя каждый из видов действий и имеет относительно самостоятельное значение.

Тактическая деятельность — это решение задач, возникающих в процессе контрдействия с соперником.

Факторы, влияющие на процесс тактической деятельности и на ее эффективность, можно разделить на объективные и субъективные. Среди объективных факторов - собственно структура тактической деятельности, содержащая наиболее существенные элементы, которые могут быть определенным образом увязаны в систему. Основные элементы этой системы – тактические действия и операции. Субъективные факторы – это те индивидуальные особенности спортсмена, которые непосредственно определяют эффективность тактической деятельности, а также особенности индивидуального стиля соревновательной деятельности, который больше проявляется в ее процессуальных, а не результативных характеристиках.

Тактические задачи, которые возникают в ходе противоборства соперников, соответствует определенным условиям борьбы; сами эти условия, с точки зрения психолога, в отношении тактической деятельности составляют проблемную ситуацию.

Необходимо отметить, что понятия «проблемная ситуация» и «задача» в общей психологии и психологии спорта несколько различаются. Это объясняется спецификой спортивной деятельности, для которой трудно найти аналог в других видах деятельности.

Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн определял проблемную ситуацию, в которой имеется нечто имплицитно в нее включающееся, предполагаемое, но в ней не определенное, не известное, эксплицитно не данное, а лишь заданное через; свое отношение к тому, что в ней дано.

Ситуация может рассматриваться как проблемная до тех пор, пока человек не осознает основных ее движущих моментов. Полностью осознанная проблемная ситуация выступает уже как задача.

Несколько иначе соотносятся понятия «проблемная ситуация» и «задача» в психологии спорта. В спортивной деятельности человек практически не сталкивается с принципиально известными условиями, которые определяют проблемную ситуацию. Он всегда знает свою цель, знает, какова в общих чертах будет ситуация спортивной борьбы. Неизвестно только, какие конкретно действия, совершенные в противовес конкретным действиям соперников, принесут победу. Поэтому по отношению к спортивной деятельности проблемной ситуацией целесообразно называть обстановку данного - соревнования, характеризующуюся неизвестностью конкретных путей достижения цели. Фехтовальщик стоит перед проблемной ситуацией: обыграть данного соперника. Эта ситуация имеет стадийный характер и видоизменяется хотя бы в силу того, что в фехтовании бой длится чаще всего до пяти уколов. Следовательно, проблемная ситуация при счете 4:0 и 0:0 будет различной. В первом случае скрытым, имплицитным, является способ нанесения лишь одного укола, а во втором — целая система действий, когда, скажем, тактический прием, позволивший нанести укол, нельзя повторить, потому что соперник нашел против него «противоядие».

Частные компоненты проблемной ситуации, когда спортсмен оказывается в определенных условиях взаимодействия с соперником, определяют тактическую задачу. Действуя в проблемной ситуации, спортсмен решает ряд частных задач, имеющих конкретную цель, не обязательно конечную. Если продолжить пример из фехтования, то задачей можно назвать ситуацию сложной атаки соперника. Спортсмен должен решить: попытаться ли сразу контратаковать с выигрышем темпа или в самом конце атаки взять защиту и нанести ответный укол. Больше того, в ответ на сложную атаку спортсмен может просто разорвать дистанцию, тогда решение конкретной задачи не приведет к конечной цели — нанесению укола.

Специфика спортивной деятельности заключается в том, что спортсмен практически постоянно действует в условиях крайне жесткого лимита времени и, как правило, одно действие не приводит к окончательному «снятию» конфликтной ситуации, а только меняет ее или вызывает новую ситуацию. По словам Д. А. Ошанина в спортивном действии анализ текущего состояния и выбор исполнительного акта следуют непосредственно один за другим или даже совмещены во времени. Такое сближение моментов возникновения тактической ситуации и выполнения действия приводит к тому, что в спортивной деятельности, особенно в играх и единоборствах, решающую роль приобретают сенсомоторные реакции.

Значительный процент тактических задач требует не только мгновенного, но и шаблонного решения, причем выбор чаще всего ограничивается двумя-тремя альтернативами и во многом основывается на неосознаваемых компонентах. В этом случае спортсмен действует, используя механизмы сенсомоторного реагирования и не выполняя практически никаких интеллектуальных операций. Нередко, наблюдая за спортсменами, почти невозможно отдифференцировать операции как продукт мышления и операции как продукт сенсомоторного реагирования. С одной стороны, это определяет трудности экспериментального исследования тактического мышления спортсмена, а с другой — показывает роль сенсомоторных способностей в эффективной тактической деятельности.

В тактической деятельности можно выделить скрытый период действия и открытый период действия.

Под скрытым периодом подразумеваются процессы, происходящие в сознании спортсмена и направленные на реализацию тактического мышления, а именно: наблюдение за возникающей ситуацией, определение тактической задачи и ее решение.

Задачи в спорте решаются на фоне непрерывного изменения условий борьбы по ходу самого решения, при необходимости его реализации в ограниченное время, при большой плотности моторных действий.

Эффективность решения определяется, следовательно, уровнем психических качеств в сфере перцепции, интеллекта и психомоторики. Перцептивные качества обеспечивают все операции, связанные с восприятием информации, интеллектуальные — с оценкой обстановки и принятием решения, психомоторные —с осуществлением этого решения, несмотря на противоборство соперника.

В тактической деятельности особую роль играет прогнозирование основных вариантов изменения ситуации, а также выбор приемов и. средств решения тактической задачи и их умелое использование при сбивающем воздействии сильной психической напряженности, физического утомления. Иногда правильное, казалось бы, решение не дает нужного эффекта, если оно принято без учета того, что в данный момент спортсмен, скажем, сильно возбужден и поэтому не может выполнить действие, требующее хладнокровия и ювелирной точности.

Таким образом, тактика в спорте заключается в умелом использовании спортсменом технических приемов на основе знаний о намерениях соперника благодаря правильной оценке ситуации и принятию эффективного тактического решения с учетом собственных физических и психических возможностей. Тактическая деятельность спортсмена представляет собой реализацию специальных двигательных навыков, адекватных конкретной ситуации противоборства, в форме определенных тактических действий и технических навыков.

Тактическое мышление в спорте

Тактическое мышление в спорте имеет те же характеристики, что и так называемое оперативное мышление, хотя объекты у них различные. Нередко эти выражения употребляют даже как синонимы. Подчеркиваются общие моменты двух видов мышления: непосредственный характер, условия лимита времени, образно-действенный характер. Несомненно, что общим является и особо точное прогнозирование изменения ситуации «в ближайшем будущем».

Оперативное мышление — это такой процесс решения практических задач, который осуществляется на основе моделирования человеком объектов трудовой деятельности и который приводит к формированию -в дайной ситуации модели предполагаемой совокупности действий с реальным объектом и процессами.

При тактическом мышлении в спорте высших достижений выбор решения осуществляется при выполнении ряда познавательных и преобразующих операций, когда получаемая информация создает у спортсменов образ тактической обстановки. В таком случае мышление основывается на «видении с места» всего решения с начала до конца.

Специфика тактического мышления в спорте определяется тем, что оно носит наглядно-образный и действенный характер; объединяет же его с оперативным мышлением то, что в каждом из двух этих видов мышления можно обнаружить такие интеллектуальные операции, как структурирование, динамическое узнавание и формирование алгоритма решения.

Прежде всего, наглядно-образный характер мышления подразумевает то, что большой удельный вес приобретают интуитивные решения. Интуиция — это образное отражение действительности без словесных оценок; при интуитивных решениях опытный спортсмен, используя прошлый опыт, как бы «перепрыгивает» через несколько промежуточных ходов и сразу приходит к самому концу решения. В то же время интуитивные решения не исключают словесных оценок в тактическом мышлении. Например, бегун рассуждает: «Сейчас сделаю ускорение метров на 30 — кажется, противник измотан, — а затем перед последним кругом на время пропущу его вперед». Здесь и ориентирующая, и регулирующая функции речи в тактическом мышлении.

Одно и то же действие противника спортсмен может расценивать как создающее благоприятные условия для реализации собственных замыслов или как срывающее тактический план. Мгновенные оценки ситуации и принятие решений, направленных на создание благоприятных ситуаций, выполнение целесообразных операций непосредственно в процессе решения определяют действенный характер тактического мышления. Он проявляется и в том, что в отличие от оперативного решения всегда имеет внешнее выражение в виде операций, направленных на преодоление -активного сопротивления. В. Н. Пушкин выделяет три компонента оперативного мышления:

1) структурирование — образование более крупных единиц действий на основе связывания элементов ситуации в структурное целое;

2) динамическое узнавание — обнаружение частей конечной ситуации в исходной, проблемной, ситуации; этот процесс проходит динамически — от узнавания подзадач до узнавания конечного эталона;

3) формирование алгоритма решения — выработка принципов решения, определение последовательности действий.

Как эти компоненты определяют тактическое мышление, можно понять на примере баскетбола.

Структурирование. В игре спортсмен объединяет элементы ситуации в единое целое. Например, само по себе расположение его партнера в углу площадки еще не характеризует ситуацию, но если известно, что следующим ходом будет постановка ему заслона, а направление передачи не перекрыто защитниками, то игрок, владеющий мячом, оценит данную структуру как благоприятную для выполнения передачи.

Динамическое узнавание. Поскольку конечная цель — «взятие» кольца соперника, игрок всегда выбирает ход, максимально приближающий эту цель. Так, выиграв мяч при отскоке от своего щита, он, прежде всего, оценивает ситуацию как возможную для организации быстрого прорыва. Партнер, двигающийся к кольцу соперника, создает ту динамическую структуру, которая определяет решение задачи. Расстояние между партнером и кольцом — не главное условие решения; именно начавшийся «отрыв» — динамический элемент задачи, позволяющий игроку с мячом принять правильное решение.

Формирование алгоритма решения. Игрок, который дает партнеру передачу, мысленно формирует алгоритм: он считает, что после передачи целесообразно переместиться в угол площадки и увести за собой одного соперника; за этим должна последовать передача центровому в образовавшийся «коридор». При индивидуальных действиях, когда, например, игрок пытается переиграть соперника ведением, он тоже заранее формирует наиболее вероятные его ответные действия.

Наряду с такими интеллектуальными операциями в условиях крайнего дефицита времени и большой плотности моторных действий спортсмен, как правило, при решении тактических задач выполняет и сенсомоторные операции.

Значительный объем в оперативной деятельности спортсмена занимают альтернативные задачи. Нередко все возможные ситуации ограничиваются тем, что возможны только два - три варианта взаимодействий соперников. В этом случае решение задачи не содержит в себе мыслительных операций, даже в «свернутой форме». Лимит времени, при котором действует спортсмен, приводит к тому, что сплошь и рядом соседствуют действия как следствия интеллектуальных операций и как результат двигательных реакций. Вот поэтому бывает, что спортсмен внезапно выполняет самое целесообразное тактическое действие, не успев полностью осознать тактическую ситуацию.

Основные закономерности тактической подготовки

Тактическая подготовка спортсмена - это объединение в единую систему теоретических знаний в области тактики и средств практического овладения тактикой применительно к требованиям конкретного вида спорта.

Принято разделять тактическую подготовку на общую и специальную.

Общая тактическая подготовка заключается в овладении спортсменом тактических знаний и умений; в развитии психических качеств, необходимых для решения оперативных в процессе спортивной деятельности; в совершенствовании тех технических приемов, которыми реализуются тактические решения.

В специальную тактическую подготовку входит разработка наиболее целесообразных способов и приемов ведения борьбы на конкретном соревновании и с конкретным соперником, составление планов, вариантов действий с учетом особенностей конкретного противника. Для этого, естественно, необходимо достаточно хорошо знать соперника, его силы и возможности, тактические варианты, которыми он располагает и которые чаще всего применяет на соревнованиях.

Задачи тактической подготовки:

1) изучение общих положений тактики;

2) изучение тактики данного вида спорта;

3) изучение тактического опыта сильнейших спортсменов;

4) изучение возможных противников, их тактической, физической и психологической подготовленности;

5) разработка тактики к предстоящему соревнованию с учетом конкретного противника;

6) обучение практическому использованию элементов, приемов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и соревнованиях - «тактические учения»;

7) анализ участия в соревновании, эффективности данной тактической схемы и ее составляющих элементов, вариантов и т. д.

Совершенствование тактической подготовленности спортсменов не должно ограничиваться совершенствованием технико-тактических знаний, умений, навыков. Необходимо параллельное воздействие, как на психическую, так и физическую сферу спортсмена, поскольку эффективная реализация тактических решений невозможна без хорошего двигательного обеспечения, что связано с высоким уровнем развития физических и психомоторных качеств.

Тактическое мастерство спортсмена тесно связано с уровнем развития не только специальных психических, но и физических и волевых качеств. Недостаточная быстрота и выносливость нередко препятствуют реализации тактического мастерства. Например, передвижение с переменой темпа нельзя применить, если спортсмен не способен выдержать многократные изменения ритма спортивной деятельности. Реализации правильных и адекватных тактических решений препятствуют такие качества спортсмена, как нерешительность, чрезмерная тревожность, мнительность и т. д.

Совершенствование интеллектуальных и сенсомоторных качеств спортсмена в процессе тактической подготовки подразумевает в то же время, совершенное овладение простыми и чаще всего повторяющимися в соревновании тактическими решениями, что позволит реализовывать их быстро, без потери времени, как бы автоматически.

Наличие шаблонных решений умение своевременно их использовать — одна из отличительных черт спортсмена высокого класса.

Это методическое требование особую роль играет в тактической подготовке единоборцев. Например, у фехтовальщика совершенное овладение простыми тактическими решениями создает как бы «психологический запас прочности», позволяющий уверенно действовать при возникновении тактических осложнений. Одновременно акцентирование внимания на излюбленных действиях, наиболее выигрышных ситуациях, вариантах тактического обыгрывания, стиле ведения боев укрепляет уверенность в своих силах, в достигнутом уровне подготовленности1.

Тактическая подготовка подразумевает совершенствование рациональных приемов решения задач, возникающих в процессе соревнования, и развитие специальных способностей, определяющих эффективность решения этих задач. Совершенствование приемов и разучивание специальных качеств — взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны тренировочного процесса, цель которого — оптимизация тактической деятельности спортсмена или команды. Для того чтобы тактическая подготовка была полноценной, необходимо иметь представление о психологических механизмах тактической деятельности.

Освоение новых тактических систем действия, доведение имеющихся до совершенства или представление их в ином игровом контексте всегда проводятся в соответствии с уровнем технической подготовленности спортсмена. В противном случае их реализация становится просто неосуществимой. В связи с этим встает вопрос, если не уровень технического мастерства, то что тогда препятствует реализации тактических замыслов? Как показывает практика, наиболее часто срывы тактических действий наблюдаются при встрече с трудностями, не предусмотренными программой тактических действий. Следовательно, причину этих срывов следует искать не только в недостатках технической подготовленности игроков, но и в их индивидуально-психологических особенностях. В условиях недостаточной программированности действий успех определяется психологическим фактором, в той же мере, какой он зависит от технического обеспечения.

Существуют два основных подхода к индивидуализации тактической подготовки в командных видах спорта.

Первый подход оправдывает себя индивидуальным планированием тренировочной методики на основе динамики текущего состояния тренированности спортсмена.

Второй подход: регуляция нагрузки тактической направленности с учетом индивидуального максимума. При этом технико-тактическую и психологическую подготовку спортсменов рассматривают как единое целое, во всем характерном взаимовлиянии ведущих факторов психической и игровой деятельности.

Тактическая подготовка спортсмена не ограничивается развитием специальных качеств и совершенствованием тактических приемов. С этими задачами тесно связана регуляция психических состояний, управление поведением спортсмена в тренировках и соревнованиях. .

Спортсмен, как правило, принимает решения в условиях сильной психической напряженности, в острых ситуациях борьбы с соперниками, при постоянной угрозе ошибочным действием свести на нет усилия многих тренировок.

Вот почему тактическая подготовка предусматривает не только создание условий для оптимизации психических состояний спортсменов, но и развитие у них определенных волевых качеств, прежде всего инициативности и самостоятельности. Средства развития этих качеств можно считать сопутствующими средствами тактической подготовки.

В любом виде спорта, даже командном, тактическая подготовка должна быть индивидуализированной. Необходимо учитывать физические возможности спортсменов, их личностные особенности, склонность к тем или иным тактическим решениям, уровень развития психических качеств. Особую роль играют типологические особенности высшей нервной деятельности. Инертные спортсмены обычно испытывают затруднения в быстрых перестройках, поэтому должны в совершенстве заучивать шаблонные варианты, чтобы иметь готовое решение в любой ситуации. Спортсмены с неуравновешенной нервной системой нередко «заигрываются», выдают желаемое за действительное, проявляют тактическую косность. Их тактическая подготовка должна быть направлена на совершенствование умения постоянно тщательно анализировать любую ситуацию, критически оценивать каждое собственное действие.

Индивидуализация тактической подготовки подразумевает необходимость учитывать склонности спортсменов к той или иной стратегии поведения в тактической борьбе.

Можно выделить несколько типов стратегий.

К первому типу относятся действия в основном по «жесткой» программе. Если спортсмен решил заранее «поймать» соперника на определенном приеме, значит, обязательно будет выжидать момент для применения этого приема, даже в ущерб другим подходящим вариантам. Недостатки такого типа стратегии очевидны, а достоинство — эффективная установка на предстоящую деятельность, облегчающая готовность к нужному приему.

Второй тип стратегии поведения — несколько «заготовок» в предварительной тактической модели. Установка на действие обычно осуществляется по принципу «или — или». По гибкости программы этот тип лучше первого.

Третий тип стратегии поведения наиболее гибкий. Спортсмен нередко вообще не задумывает заранее решающего хода и действует в зависимости от ситуации, действий соперника, как говорят фехтовальщики, «с открытыми глазами».

Казалось бы, третий тип стратегии поведения наиболее заманчив. Но свои плюсы и минусы есть у каждого типа, хотя очевидно, что у первого минусов больше.

Отсюда - общие рекомендации по индивидуальной тактической подготовке спортсменов, склонных к первому типу, сводятся к увеличению в тренировочных занятиях удельного веса действий «от соперника», без заранее выбранного жесткого плана. Для тех, кто предпочитает третий тип стратегии, наоборот, лучше заранее обдумывать комбинацию и добиваться ее осуществления. А для второго типа хороши оба приема, чередуемые в занятиях.

Многие психологи стремятся выделить специальные качества спортсменов, которыми определяется эффективность их тактической деятельности. Так, венгерский спортивный психолог П. Рокушфалви считал, что тактические действия спортсмена во многом определяются тем, как он прогнозирует вероятность риска в той или иной ситуации и какие у него склонности к переоценке или недооценке каждой ситуации. В тренировках должна воспитываться не только «любовь к риску», но и умение точно рассчитывать степень риска при выборе тактического решения.

Таким образом, тактическая подготовка спортсменов должна строиться с учетом психологических механизмов принятия решения: и направляться как на совершенствование тактических приемов, так и на развитие специальных «тактических» качеств. Недооценка такого параллельного подхода в тактической подготовке спортсменов высшего класса снижает эффективность их действий и надежность в ответственных соревнованиях.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©