Основы волевой подготовки спортсмена

Психологические основы волевых действий в спортивной деятельности

Проблема воли является одной из важных в психологии человека. Понятие «воли» применяется, когда необходимо охарактеризовать эффективность реализации человеком его намерений выполнить определенное целенаправленное действие.

Главное отличие волевых против других психических процессов проявляется в том, что они недоступны непосредственному наблюдению, а их внутреннее содержание тесно переплетается с мотивационными процессами.

Эти особенности создают теоретические и методические трудности при рассмотрении проблематики мотивации и воли.

Выполняемые в любой деятельности действия могут быть разделены на: произвольные и непроизвольные. Главной особенностью произвольных действий является их выполнение под контролем сознания и приложение со стороны человека определенных усилий для достижения сознательно поставленной цели.

Эти усилия называют волевой регуляцией или волей.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности при преодолении внешних и внутренних трудностей при совершении целенаправленных действий и поступков.

По своим физиологическим механизмам процесс волевого действия имеет условно-рефлекторную природу «. подчиняющийся всем описанным законам высшей нервной деятельности».

Психологическая сущность воли и волевых действий наиболее точно раскрыта И. М. Сеченовым: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения».

Это подтверждает героическое поведение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни.

Мотивы волевых действий складываются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в первую очередь с обществом, в результате чего формируется чувство социальной ответственности, долга.

Именно оно является специфическим энергетическим источником воли как сознательной регуляции жизнедеятельности. Высоконравственная личность имеет, как правило, и твердую волю.

Воля проявляется в действиях. Основной их признак заключается в том, что они связаны с преодолением различных трудностей. Важнейшей особенностью является их связь с движениями, направлением как на их выполнение, так и удержанием от них.

С чего начинаем волевые действия?

Будучи сложными сознательными актами, имеющими конкретную психологическую структуру, волевые действия начинаются с осознанием цели действия и связанного с ней мотива.

При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее стремление к цели принято называть желанием. При неполном осознании потребности, побуждение человека смутно, неясно, переживается как состояние неопределенности - это влечение. Осознанные мотивы могут быть несогласованны и вступать в противоречие.

Борьба мотивов завершается принятием решения - выбором цели и способа действия. это одна из ключевых проблем психологии человека вообще и спорта в частности. В этой ситуации спортсмен может проявить несколько типов решительности:

1 Разумная решительность. Переход от сомнения к уверенности происходит как бы сам по себе, под влиянием альтернативных доводов.

2 Фатальная решительность. Под влиянием случайного обстоятельства равновесие нарушается, и человек как бы подчиняется судьбе.

3 Процессуальная решительность. Делать что-то, лишь бы кипуче стремиться вперед. «Потом хоть потоп».

4 Нравственная решительность. Колебания прекращаются из-за изменения шкалы ценностей, внутреннего перелома, пробуждения совести.

5 Иррациональная привычная решительность. Волевое усиление привычного образа действия, не имеющего рационального объяснения даже в ущерб более эффективному мотиву

Внутреннее волевое действие - воздержание от какого-либо внешнего действия.

Анализ волевых проявлений личности позволяет выделить основные психологические компоненты, составляющие ее волевую структуру, ее волевые качества:

• интеллектуальный - как «способность принимать решения со знанием дела».

• эмоциональный - как «могучий двигатель воли».

• исполнительный - как «сознательный самостимулятор и регулятор активности».

Воспитание названных качеств в спорте происходит в процессе целенаправленного преодоления различных препятствий, связанного с затратой волевых усилий.

В волевых действиях спортсмена интеллектуальный эмоциональный и исполнительский компоненты всегда проявляются в единстве. В процессе совершенствования этих компонентов и осуществляется воспитание волевых качеств.

Совершенствование интеллектуального компонента - это, во-первых, вооружение спортсменов системой общих и специальных знаний: об особенностях и закономерностях спортивной техники и тактики, физического развития и методики тренировки, психологии личности и особенностях психологической подготовки, о волевых качествах и т. д.

А во-вторых, применение этих знаний в момент принятия ответственных решений в состоянии утомления, в ситуации риска и опасности, во время спортивной борьбы.

Решение мыслительных задач в этих условиях способствует развитию таких качеств, как ясность и гибкость мысли, быстрота, логичность, широта и глубина ума, самостоятельность и критичность, независимость и оригинальность, способность к антиципации.

Совершенствование эмоционального компонента предполагает актуализацию у спортсмена нравственных мотивов долга и чести, спортивных чувств честолюбия, соперничества, мотивов самосовершенствования и самоактуализации.

Совершенствование исполнительного компонента - это прежде всего освоение навыков сознательной мобилизации и активности для выполнения принятых решений. Решающую роль здесь играет овладение приемами психической саморегуляции и формирование на основе различных психотехник умения проявлять волевые усилия в процессе спортивной тренировки и соревнований при преодолении различных препятсвий.

Специфика препятствий и трудностей в спортивной деятельности

Преодоление различных препятствий на пути к достижению цели и проявление при этом волевых усилий составляет психологическую сущность спортивной деятельности. В процессе преодоления препятствий и развивается индивидуальная способность к волевым проявлениям.

Препятствиями являются обьективные условия внешней среды и деятельности в конкретном виде спорта, мешающие достижению цели. Ими могут быть различные предметные преграды; условия выполнения упражнений; внешние помехи.

Препятствия различают по величине и сложности. Величина препятствия выражается в длине дистанции, высоте планки в прыжках в высоту, весе штанги и т. д. Сложность препятствия зависит от особенностей координации движений, рельефа местности, правил проведения соревнований, особенностей поведения соперника.

При несоответствии возможностей спортсмена величине и сложности преодолеваемых препятствий возникают внутренние затруднения – трудности.

Они выступают для спортсмена в двояком качестве: во-первых, как сопротивление и противодействие физических сил, во-вторых как источник «угрожающей информации». Поэтому все трудности в психологии спорта принято делить на обьективные и субьективные.

1Обьективные – возникают при преодолении сопротивления и противодействия физических сил, действующих непосредственно на тело и организм спортсмена. Они специфичны для каждого конкретного вида спорта. Обьективные трудности подразделяются на:

- физические, связанные физической подготовкой и физическим состоянием спортсмена;

- технические, связанные с технической подготовкой, нагрузкой.

- экзогенные, связанные с общими условиями конкретного вида спорта и обстановкой в которой проводятся соревнования.

Наиболее общими для всех видов спорта являются следующие трудности: большой объём тренировочной работы, участие в большом количестве соревнований с коротким промежутком между ними, неуклонное выполнение установленного режима образа жизни, тренировки и восстановления с ограничением потребностей и желаний, проявлением для этого максимальных волевых усилий.

2Субьективные - затрудняют двигательную деятельность спортсмена опосредованно, через угнетение его психического состояния. Это трудности, основу которых составляет личное, субьективное отношение спортсмена к обьективным особенностям данного вида спорта. Психологические трудности возникают при преодолении тех препятствий, которые субьективно воспринимаются как угроза достижению поставленной цели, престижу и безопасности спортсмена.

Их можно разделить на три группы:

- познавательные трудности – возникают при неверном отражении своих возможностей;

- эмоциогенные трудности – зависят от личного отношения к решаемой задаче.

Субьективные трудности, как правило, носят резко выраженный индивидуальный характер и могут диаметрально различаться у представителей одного и того же вида спорта.

Наиболее часты следующие виды субьективных трудностей: отрицательные предстартовые состояния перевозбуждения или подавленности; неблагоприятные эмоциональные состояния в ходе соревнования; различные формы страха – поражения, соперника, ответственности, травмы боли; неуверенность в своих сила и правильности принятого решения.

Субьективные трудности возникают во внутренней среде в роли «внутренних сопротивлений», так называемых «психологических барьеров». Это основной психологический механизм возникновения субъективных трудностей, заключающийся в образовании условно-рефлекторных связей сильных отрицательных эмоций с возникновением определённых раздражителей, значимых для спортсмена

Действие психологических барьеров сложно: они могут играть роль охранительных реакций на определённую ситуацию. Возникает торможение определённых опасных движений; они проявляются диффузно - возникнув в одном очаге возбуждения, охватывают всё большее число нервных центров и систем, что приводит не только к общему нарушению двигательных функций, но и к развитию пограничных состояний болезненного характера.

Преодоление препятствий и трудностей происходит с помощью специфического механизма воли - волевого усилия. Это сознательное напряжения психических и физических возможностей человека с целью преодоления препятствий.

Главный признак волевого усилия – внутреннее напряжение. При этом спортсмен, превозмогая самого себя, поддерживает работоспособность в неблагоприятных условиях.

Волевые усилия бывают двух разновидностей:

1 Мобилизирующие. Психическая саморегуляция при этом используется в форме самоубеждений, самоободрения, самоприказов. Они уменьшают степень сознаваемой угрозы и ослабляют неблагоприятные переживания и страхи, подавляют инстинкт самосохранения. С одной стороны, а с другой активизируют необходимые резервные возможности спортсмена.

2 Организующие. Позволяют ослабить остроту отрицательных эмоций и снять излишнее напряжение, расслабить мышцы, отрегулировать дыхание. Основными приемами психической само регуляцией здесь являются произвольные изменения направленности внимания: переключение, сосредоточение, распределение, отвлечение; идеомоторные представления, специальная разминка.

Волевые качества личности

Основной задачей волевой подготовки являются развитие и совершенствование волевых качеств личности спортсмена. Волевые качества - это типичные для индивида конкретные проявления воли.

Эти качества связаны с типом нервной деятельности спортсмена и с теми требованиями, которые предъявляются ему социальным окружением и условиями спортивной деятельности.

Основными волевыми качествами являются: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание, дисциплинированность.

Краткие характеристики волевых качеств отражают прежде всего, их направленность на достижение цели и высокую личную активность субъекта.

• Целеустремленность – ясное осознание целей и задач, стоящих перед спортсменом, активное и неуклонное стремление к повышению своего мастерства, трудолюбие.

• Настойчивость и упорство – неуклонное, длительное и активное достижение намеченной цели, преодоление многих, в том числе неожиданных трудностей, позитивная установка на содержание трудностей.

• Решительность и смелость – способность своевременно находить и принимать обдуманное решение в ответственные моменты спортивной деятельности и без колебаний приводить их к исполнение, активно действовать достигая цели в опасных, трудных и ответственных ситуациях экстремального характера.

• Инициативность и самостоятельность – способность вносить в свою деятельность изобретательность и творчество,

самостоятельно принимать решение и нести ответственность за свои действия, противостоять влиянию ситуаций, других людей и их действий занимать лидерскую позицию.

• Выдержка и самообладание – сохранение ясности ума, способность постоянно контролировать свое поведение, управлять своими чувствами, желаниями, мыслями, действиями в экстремальных условиях вызывающих возбуждение или подавленность, интенсивные напряжения или неопределенность, нарастающее утомление с приближением к болевому барьеру, при неожиданных трудностях и неудачах.

• Дисциплинированность – способность подчинять свои действия задачам коллектива и нормам поведения, неукоснительное выполнение задач и алгоритмов специфических действий вида спорта, способность воспроизводить внутреннее актуальное состояние в сериях упражнений вида спорта.

Все волевые качества имеют положительные и отрицательные полюса проявления – смелость – страх, уверенность- колебание и т. д., которые усиливаются в процессе спортивной деятельности. Это указывает на конкретные пути и средства, которые необходимо выбрать для волевой подготовки спортсмена.

Волевая подготовка спортсмена

Волевая подготовка спортсмена – это длительный и целенаправленный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие и воспитание у спортсмена сознательной саморегуляции, определенных качеств умственной деятельности и моральных чувств, необходимых для волевого усилия при преодолении препятствий и трудностей.

Воспитание и развитие способности к волевым качествам всегда проходит на основе некоторых общих закономерностей:

1 Соблюдая принцип постепенности, начинают подготовку с преодоления незначительных трудностей, постепенно повышая их интенсивность. Это способствует формированию у спортсмена уверенности в своих силах. Однако воспитательное значение имеют только существенные трудности.

2 Необходимо создавать у спортсмена установку на обязательное выполнение поставленной задачи. Создавать уверенность в том, что предлагаемое трудное задание выполнимо.

3 Создавать условие для проявление каждым спортсменом энергичных волевых напряжений, вплоть до запредельных.

4 Обязательно развивать способность к продолжительным волевым усилиям, в том числе при монотонной деятельности, применяя упражнения на вытяжку.

5 Следует постоянно добиваться результативности упражнений на волевые усилия и обеспечивать поступление спортсмену информации о его действиях для осознания. Усилия воли, затрачиваемые в пустую разрушают способность к волевым усилиям.

6 Воля воспитывается не только в процессе занятий спортом, поэтому следует применить сопряженные жизнедеятельностью спортсмена задания и действия, требующие от него самостоятельности, активности, креативности и социальной ответственности.

В процессе волевой подготовки методика преодоления объективных и субъективных трудностей различна.

Преодоление объективных трудностей возможно лишь на базе должной и соответствующей данному виду спорта физической, технической и тактической подготовки спортсмена. Например, никакие волевые усилия не помогут спортсмену установить рекорд в барьерном беге, если не будут соответственно развиты его мышцы для скоростного бега и не будет до совершенства доведена техника преодоления барьеров.

Побуждения спортсмена к неподготовленным физическим, техническим, тактическим и психологическим волевым усилиям может вообще разрушить способность к волевым проявлениям.

Методика преодоления субъективных трудностей носит более психологизированный характер и опирается на индивидуально – психологические особенности спортсмена.

Здесь большое значение имеют методики разъяснения, убеждения, воздействия примером, внушение, самовнушение, моделирование условий соревновательной борьбы, накопление соревновательного опыта, обучение примерам психорегуляции и саморегуляции психологических состояний, рефлексии и др. средства и методы, способствующие воспитанию и развитию волевых качеств.

Волевая подготовка, направленная на развитие отдельных волевых качеств, может содержать следующие цели – объекты, воздействие на которые первостепенно с целью их развития:

Целеустремленность умение определить основные цели и ближайшие конкретные задачи; при наличии частных задач выделить основную цель; повысить активность в практических действиях при доминировании желания достичь цель «малой кровью»; обучать умению сразу же ставить более высокую цель при достижении предыдущей.

Самостоятельность и инициативность развивать умение действовать не стандартно, самостоятельно находить нужное решение; самостоятельно ставить и решать вопросы; критично относиться к советам, избегать копирования действий соперника; развивать самокритичность, особенно при самоуверенности в безошибочности своих решений и действий.

Решительность и смелость  развивать быстроту и своевременность в принятии решений и выполнение практических действий; обучать способам поиска целесообразных действий и тщательному продумыванию решений и действий; развивать уверенность в принятии решений и действий; брать на себя ответственность за уже принятые решения и его выполнение в экстремальных ситуациях; развивать способность преодолевать чувства неуверенности, сомнения, страха.

Настойчивость и упорство  развивать способность активно преодолевать трудности в процессе тренировки и соревнования; обучать преодолению, прежде всего личных недостатков и недостаточной энергии и активности в борьбе за достижение цели; сопротивляться снижению энергии и активности при неудачах ошибках, стрессовых состояниях, неожиданных трудностях.

Выдержка и самообладание  обучать психической регуляции предстартовых, соревновательных и послесоревновательных состояний; умение сохранять активность, собранность, уверенность при неудачах в соревнованиях, при высоких результатах соперника, проигрыша первой половины игры, партии, при нарушении взаимодействий с партнерами, при проблемах судейства.

Вышеперечисленные качества и методы их развития неразрывно связаны друг с другом и взаимно обуславливают друг друга, но далеко не у всех спортсменов волевые качества развиты равномерно.

Формирование волевых качеств не может происходить стихийно. Эффективность волевой подготовки зависит от правильной организации тренировочного процесса и от достаточного внимания вопросам психологической подготовки, разделом которой является волевая подготовка спортсмена.

Самовоспитание воли

Волевая подготовка спортсмена  повседневный, систематический процесс, который осуществляется круглогодично. Она не ограничивается системой воздействия со стороны тренера и спортивного коллектива. Она требует усилий от самого спортсмена, направленных на самовоспитание воли. Самовоспитание является важной стороной волевой подготовки занимающихся физической культурой и спортом.

Организуя самовоспитание, тренер должен заинтересовать своих учеников, убедить их в том, что они могут много сделать сами для себя. Интерес к самовоспитанию могут побудить книги, конкретные факты из жизни замечательных людей, их высказывания. Так выдающийся русский полководец, теоретик ведения войны и практик волевой подготовки своих «чудо – богатырей» А. В. Суворов говорил: «Выбери себе героя, присмотрись к нему, догони, поравняйтесь с ним и обгони».

Очень важно довести до сведения своих учеников основные принципы самовоспитания воли:

а) научиться владеть собой, делать то, что нужно, а не то, что хочется

б) совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, предвидеть результаты и последствия своих действий.

в) всегда искать причины несовершенства своей деятельности прежде всего в себе самом, а не в сложившихся обстоятельствах, быть строгим судьей для самого себя.

Для этой цели необходимо регулярно сознательно выполнять все психологические этапы в каждом тренировочном уроке.

Эффективным самовоспитание воли становится при оказании спортсмену конкретной помощи и моральной поддержки со стороны тренера и авторитетных для него старших партнеров по спорту. Наиболее важным и сложным является самопознания себя для определения целей самовоспитания: изучение особенностей проявления воли, обнаружение в ней сильных и слабых сторон, составления характеристик спортсмена.

Помощь необходима при составлении программ самовоспитания воли, в определении средств, методов и приемов выполнения намеченной программы.

Особое внимание необходимо уделить самостоятельным действиям по самовоспитанию воли и контролю за полученными результатами: самоаргументирование, самомотивирование, самопринуждение.

Полезным является обращение к профессиональному психологу-консультанту, строящему рекомендации на данных объективных психодиагностических обследований.

В целях самоконтроля за воспитанием воли необходимо вести специальный дневник.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©