Предмет спортивной психологии

 

Назвать предмет любой науки означает назвать то, что именно она изучает. Спортивная психология изучает закономерности развития и функционирования психики человека в той ее части, которая обусловлена его участием в спортивных тренировках и соревнованиях, в различных формах общественной жизни, связанных со спортом, а также в специфичном командном взаимодействии.

Спортивная психология – область психологической науки, изучающая закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчужденной от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Свойства психического отражения. Психическое отражение имеет особые свойства, среди которых прежде всего необходимо выделить:

активность;

образность;

опережающее отражение;

вероятностность;

системность.

Деятельность как особая система взаимодействия человека с миром изучается многими науками. В отечественной психологии она представлена как движущая сила психического развития, как предметная и субъектная категория. Особая роль деятельности в психическом развитии предопределена ее особой функцией. Эта функция – субъективизация предметной действительности, создание объектов в соответствии с психическим образом, позволяющее реализовывать отношения предметной действительности и самого субъекта. В результате этого происходит обогащение психики новыми отношениями, проверка этих отношений на истинность и ценность с позиций субъекта.

Применительно к спортивной деятельности можно сказать, что каждый продукт рук, ума и чувств спортсмена воплощает и реализует не только психический образ потребного ему спортивного достижения, но и те особые отношения, которые характерны для сферы спорта. В результате этого сам спортсмен становится приверженцем, сторонником этих отношений, способствует их развитию.

Что побудило психологов, тренеров, организаторов спорта обратиться к специальному изучению психики спортсменов и команд, судей и болельщиков, к разработке психологических основ конструирования спортивных снарядов, гоночных яхт, автомобилей и т. п., к созданию специальных методик психологической подготовки? Прежде всего – практика спортивной деятельности, порождающая острое спортивное соперничество, но не нашедшая в традиционной психологии ответов на многочисленные вопросы, обусловленные спецификой спортивной деятельности. Чем отличается спортивная деятельность от множества других видов деятельности человека?

Специфика спорта – в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. Благодаря этой мотивации спорт стал великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей. В основе возникновения этой мотивации – сопоставление своих результатов с достижениями других спортсменов, включенность спортсмена и команды в многовековые достижения физической культуры, ежедневное проникновение в таинства человеческого организма, природы и техники, возможность реализации своих способностей и самоутверждения, а также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных.

Мотивация – причинная обусловленность активности, избирательное побуждение к активности, способ регуляции поведения человека.

Изучение мотивации позволяет выявить причины возникновения и сохранения активности, установить ее конкретную направленность и механизм регуляции поведения.

Специфика спорта – в совершенной, сложной и весьма точной координации движений, в чрезвычайной быстроте двигательных актов. Эти превосходные качества движений достигаются благодаря развитию сенсомоторики, совершенствованию методик обучения, тысячекратному их исполнению в самых сложных условиях, а также благодаря совершенствованию технических средств обучения, страховки.

Специфика спорта – в высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов, в постоянном преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в обилии стрессовых ситуаций и высокой ответственности за исход выступления.

Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом объективные и субъективные препятствия; способность к самостоятельному выбору более трудного, но и более эффективного способа достижения цели, предусматривающая саморегуляцию деятельности за счет изменения мотивации, контроль сознания за динамикой психических процессов и их интенсивностью, намеренное изменение смысла поведения посредством воображения и эмоций.

Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на экстремальные воздействия. Различают два вида психологического стресса: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях, когда человек не может обеспечить необходимую надежность действии из-за информационной перегрузки, невозможности своевременно, в нужном темпе обработать информацию, принять решение, решить задачу. Эмоциональный стресс чаще всего обусловлен воздействием сильных раздражителей, опасностью, угрожающей ситуацией, очевидной несправедливостью, обидой и т. п.

Специфика спорта – в зрелищности, привлекающей на стадионы и другие спортивные сооружения, к телеэкранам, в кинозалы многомиллионные массы людей, переживающих перипетии спортивных поединков, активно выражающих свои симпатии и антипатии спортсменам и командам. Эти зрелища несут в себе могучий эмоциональный заряд, влияющих на эмоциональную жизнь болельщиков. Возникла и оформилась социальная спортивная психология – отрасль спортивной психологии, изучающая социальную специфику психического отражения в спортивной деятельности.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значимость жизненных явлений и ситуаций для удовлетворения потребностей человека, для его жизнедеятельности. Эмоции располагают обширным арсеналом выразительных средств, служащих сигналами для окружающих. Эмоции человека во многом определяются опытом социальной жизни, в том числе общения. Сопереживание способствует Обогащению эмоционального опыта человека, становлению обширной сферы человеческих чувств, отличающихся от эмоций многогранностью и устойчивостью.

Специфика спорта – в прикладности, в возможности реализации достигнутого уровня физического и психического развития во многих других сферах деятельности человека: военной, артистической, водительской, правоохранительной, деятельности в чрезвычайных ситуациях. Спортивные достижения, как правило, служат дополнительной рекомендацией, а иногда являются обязательным условием для приема на работу. Это очень важный фактор, особенно для спортсменов, которые полностью посвящают самые лучшие годы своей жизни спортивным выступлениям.

Специфика спорта – в возрастающем год от года соединении его с бизнесом: создание обширной промышленной сферы, производящей все для спорта, развитием спонсорских и рекламных отношений, ориентация стиля обуви, одежды, проведения досуга, отдыха на спортивный лад. Особое место в связи с этим занимает профессиональный спорт, приносящий немалые доходы как предпринимателям, так и спортсменам.

Соотнесите изложенные выше особенности спорта с наиболее известным вам его видом. Выделите 5–6 главных особенностей.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©