Основные направления психологической подготовки в спорте

Социализация личности в спорте. Занятия спортом сопряжены с включенностью человека в разнообразные социальные отношения. Спортсмен занимает определенное социальное положение, например, становится на путь профессионального спорта или готовит себя к профессиональной карьере. Ему необходимо сочетать занятия спортом с учением, освоением профессии, семейными заботами, поддерживать специфические контакты в сфере спорта. Не каждому спортсмену удается привыкнуть к многочисленным переездам, спортивному режиму и т. п. Социальный статус разных видов спорта порой весьма неодинаков в мире, в данной стране или у представителей данной национальной культуры в связи с географическим и климатическим положением, уровнем развития культуры и цивилизации, социальным строем, характером основных занятий населения и т. п.

Статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии. Один и тот же субъект может иметь различный статус в разных группах. Примером статуса может служить авторитет как признание окружающими опыта, знаний, заслуг индивида.

От того, насколько сможет спортсмен реализовать себя, свои способности в тех или иных конкретных социальных условиях, во многом зависят его спортивная карьера и спортивные результаты. От тренера и спортсмена, менеджеров и спонсоров требуется высокая подготовленность в решении вопросов социальной поддержки занятий спортом, создания имиджа спортсмена и команды, обеспечения зрительских симпатий и т. д. Необходимо создавать такие социальные условия, которые обеспечивали бы благоприятное включение спортсмена в занятия спортом, его социализацию, формирование высокого личностного смысла занятий спортом, привлекательности их для самого спортсмена.

Личностный смысл – обусловленное опытом, индивидуализированное отношение конкретного человека к различным событиям жизни и предметам, значимым для его жизнедеятельности. Различие личностных смыслов у разных людей связано с мотивами их деятельности, с оценкой и самооценкой, со статусом и лежит в основе развития индивидуальности.

Для решения проблем социализации в разных странах созданы и используются многочисленные культурные и материальные предпосылки, однако немало забот в данном направлении психологической подготовки ложится непосредственно на плечи самих тренеров и спортсменов.

Обеспечение динамики командной деятельности в спорте. Успехи в целом ряде видов спорта, так называемых «командных», напрямую зависят от достигнутого уровня взаимодействия спортсменов, взаимопонимания, сыгранности, взаимовыручки, взаимной ответственности. Предмет особых забот тренеров, менеджеров и спортсменов – оптимальные межличностные отношения, в которых особую роль играют взаимная требовательность, взаимное уважение, способность преодолевать конфликтные преграды, умение в необходимый момент предстать перед соперниками единым сплоченным коллективом.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах их взаимного влияния в процессе совместной деятельности и общении, возникающие в результате восприятия других людей и оценок их поведения, надежд, неосознаваемых мотивов и т. п. Межличностные отношения выступают как основа формирования психологического климата в коллективе.

Совместимость – предпосылка бесконфликтного общения, благоприятная оценка и принятие позиций партнеров, обеспечивающие согласованность совместной деятельности и удовлетворенность ее результатами. Лучшей проверкой совместимости служат различные ограничения средств, времени, пространства, количества участников, необходимых для совместного решения задачи.

В психологической подготовке спортсменов и команд решаются вопросы совместимости, лидерства. Особый предмет заботы тренера – обеспечение взаимной адаптации спортсменов или звеньев в команде как по срокам, так и по стилю взаимодействия. Извечной проблемой является обеспечение условий реализации индивидуальных качеств спортсменов, желательных для разнообразия игровых действий, но иногда выступающих препятствием создания коллективного стиля.

Индивидуальность – социально значимая неповторимость, уникальность личности, проявляющаяся в особенностях ее темперамента, характера, способностей, в том числе познавательных процессов. Предпосылками становления индивидуальности служат задатки и воспитание как формирование личности, обеспечивающее реализуемость задатков в социальной среде.

Психологическая подготовленность команды во многом зависит от степени ее сплоченности, когда достигнуто уверенное взаимодействие и одновременно найден оптимальный путь реализации индивидуальности спортсменов.

Еще раз напомним о том, что ключевым моментом психологической подготовки в командных видах спорта является своевременное обеспечение необходимого взаимодействия, управление динамикой командной деятельности. Одним из часто используемых средств для обеспечения заданной динамики командной деятельности является отбор, в том числе и по психическим параметрам.

Очевидно и то, что построение психологической подготовки, направленной на динамику командной деятельности, необходимо не только в командных видах спорта, поскольку преобладающее большинство спортивных состязаний в индивидуальных видах также имеет командный зачет. Хотя спортсмены не встречаются непосредственно друг с другом, посредством подсчета занятых мест, набранных очков и т. п. проводится определение командного первенства. Известно немало спортсменов, которые существенно улучшают свои результаты в личном зачете при выступлении в зачет команды, слывут «командными бойцами».

Развитие личности и психических процессов спортсмена. Данное направление психологической подготовки спортсмена ставит своими задачами развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психологических особенностей, а также формирование и динамику специализированного восприятия, предстартовых состояний, психической устойчивости, надежности спортсмена.

Специализированное восприятие – специфичный для каждого вида спорта тип восприятия условий, существенных для результата деятельности. Специализированное восприятие формируется по мере развития спортивной формы на основе комплексного взаимодействия различных анализаторов: зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного. Часто один из этих анализаторов играет в специализированном восприятии ведущую роль.

Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Серьезные изменения в процессе спортивной деятельности претерпевают ощущения, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение. Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к их развитости и располагает большими возможностями для улучшения перечисленных психических процессов и качеств личности. Однако было бы неверным представление о том, что эта развитость и это улучшение происходят сами по себе и всегда имеют необходимую положительную направленность. Типичными ошибками в развитии качеств личности и психических процессов являются неоправданно завышенные требования к спортсмену по части достижения высоких результатов На соревнованиях, неумелый волевой контроль, недостаточный учет и использование индивидуальных психических особенностей спортсменов, что приводит, в частности, к отставанию уровня психической надежности от физических качеств.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©