Психологические особенности технической подготовки

Психологические особенности технической подготовки спортсменов теснейшим образом связаны со спецификой критериев соревновательных действий в конкретном виде спорта. Полезный результат любого действия, сам факт его достижения отражается психикой человека как необходимая совокупность достигнутых параметров. Применительно к спортивному действию сам результат, а также один или несколько параметров могут стать основой для формирования критерия.

Человечеству до сих пор удавалось обходиться сравнительно небольшим числом этих критериев. Вернее, оно использовало практически все, что возможно. В ходе общественно-исторического развития сформировались, рафинировались критерии соревновательных результатов, которые, в свою очередь, смогли стать основой формирования системы соревновательных действий. По нашим представлениям, такое взаимное опосредование критериев спортивных результатов и соревновательных действий лежит в основе развития спорта, составляет его специфику, в том числе и психологическую, включающую особенности техники различных спортивных действий.

Деятельности не учат, учат действиям. В связи с этим психологическая проблема технической подготовки «чему учить и как учить» может быть сведена к выявлению двух банков: банка самих соревновательных действий и банка критериев результативности этих действий. Однако подлинный полезный педагогический эффект может быть получен лишь в результате выявления сопоставимости, соотносимости обоих банков, построения логики этого соотнесения.

Банк критериев специалисту в области спорта хорошо известен. Это: число попаданий в цель, максимальный вес, число поднятий, минимальное отклонение от цели, сопоставимость с эталоном, минимальное время, скорость, максимальное расстояние

в игровых, силовых, прицельных, координационных, скоростных, сложнокоординационных, циклических действиях и единоборствах. Этот банк составляет целевую, оценочную сторону действия.

Банк соревновательных действий охватывает все известные нам случаи спортивного соревнования: соревнования в рамках правил, соответствующего судейства и после специальной подготовки участников. Попытка систематизировать все известные нам соревновательные действия привела к необходимости обособления на первом уровне трех подсистем действий: стандартных, управляющих и ситуативных противодействий.

При этом стандартные действия прежде всего отличаются очевидной энергоавтономностью, четким действием физических критериев. В этих действиях часто фиксируются рекорды, отслеживается динамика достижений спортсменов от поколения к поколению, возможны заочные состязания, здесь обширное поле деятельности для реализации достижений точных наук. При освоении навыков в этих соревновательных действиях спортсмены стремятся к наибольшей стандартизации навыков, к устойчивости и точности.

В управляющих действиях наиболее существенными являются кибернетические критерии успеха, в них очевидна энергозависимость спортсмена от мощности двигателя, силы ветра, перепада высот, профиля трамплина и т. п.

Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в технических устройствах, живых организмах и обществе.

Несмотря на то, что критерием действий яхтсмена, всадника, горнолыжника служит скорость, человек здесь преимущественно выступает как кибер и его действия являются управляющими по отношению к траектории движения. При освоении навыков здесь на первый план выступают требования высокой точности, скорости переработки информации и гибкости навыков.

Обособление ситуативных противодействий обусловлено очевидной необходимостью постоянного, ежесекундного противодействия. Соперники по ходу поединка или игры постоянно находятся в жестком или опосредованном контакте друг с другом, создают друг другу бесконечное множество неожиданных ситуаций, опережая друг друга, препятствуя друг другу в достижении цели. В логике освоения спортивных навыков важны именно отдельные ситуации противодействия, отдельные технические и игровые действия. В целом поединок или спортивная игра с позиций деятельностного подхода скорее являются моделями деятельности, а не действиями, и в значительной мере определяются мотивами спортсменов, а не целями.

Деятельностный подход – принцип изучения психики, в основу которого положена категория предметной деятельности и теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов.

Именно поэтому спортсмены в данных видах спорта озабочены приобретением широкого арсенала приемов противодействия, стремятся к их отточенности, устойчивости и одновременно нуждаются в высочайшей гибкости при реализации соответствующих приемов и контрприемов.

На основании анализа данной систематики очевидны особенности объективных требований к психике спортсмена в конкретном соревновательном действии. Из этих требований вытекают также и особенности технической подготовки. Назовем основные из них.

В стандартных действиях:

• в силовых – обеспечение наиболее эффективного для проявления максимальных усилий способа движения, сочетающего своевременную межмышечную координацию, сохранение равновесия;

Синергизм – однонаправленное взаимодействие органов, тканей, биохимических и физиологических процессов организма, способствующее достижению оптимального приспособительного эффекта.

в скоростных – обеспечение максимального ускорения тела или снаряда за счет целесообразного предварительного растягивания и последующего сокращения мышц, организации соответствующей ритмики движения, использования траектории и инерции предварительного разбега;

в скоростных – обеспечение локомоторного преодоления расстояний за счет выработки на тренировках в высшей степени экономичных и эффективных движений, синхронности работы в экипажах, приспособления техники движений к условиям трассы, погодным условиям, свойствам среды движения и среды опоры, а также за счет навыков определения утомления и усталости;

Локомоция – наряду с манипулированием одна из двух основных категорий поведения, целенаправленное перемещение в пространстве в сложных циклических движениях ходьбы, бега, лазания, плавания и т. п.

в прицельных – обеспечение максимальной точности движений, включающей тончайшие зрительные, вестибулярные и тактильные ощущения, выработку самообладания, психической устойчивости, предельной внимательности;

• в сложнокоординационных – освоение сложных и сложнейших движений, сопряженных с опасностью получения травмы, которые требуют высочайшей пространственно-временной точности межмышечной координации, тонкости вращательных дифференцировок, равновесия.

В управляющих действиях:

• в координационных – овладение простыми или весьма сложными в конструктивном отношении средствами передвижения, формирование и совершенствование навыков, сходных со стандартными сложнокоординационными, но предъявляющих высокие требования к эргономическим параметрам движения;

• в скоростных – формирование навыков быстрой оценки состояния трассы, волнения, погодных условий, препятствий, где требуется мгновенная обработка информации и реакция, построенная на прошлом опыте и готовности к оправданному риску, элементы творчества;

• в игровых – освоение комплекса приемов виртуозного управления различными средствами передвижения, включающих все требования к игровым противодействиям, но усложненных эргономическими проблемами и проблемами контакта с животными.

В ситуативных противодействиях:

• в единоборствах – освоение арсенала специальных приемов и контрприемов противодействия сопернику или приемов, ведущих к досрочному окончанию поединка, которые требуют от спортсмена адекватной реакции на действия соперника, навыков проявления собственной технической активности, мышления на фоне утомления;

• в игровых – освоение множества приемов индивидуальных и командных действий, требующих, как правило, высокой точности, устойчивости и гибкости навыков, быстрой переработки информации о технических действиях соперников и партнеров.

Используя схему «Систематика соревновательных действий спортсменов по критериям результатов», выделите существенные особенности избранного вами вида спорта. После этого еще раз рассмотрите схему, сделав акцент на ваши собственные проблемы подготовки. Сопоставьте оба варианта, попытайтесь объяснить совпадения и различия.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©