Особенности протекания психических процессов и функций

Освоение и совершенствование техники спортивных действий предъявляют требования различной степени сложности к развитию психических процессов и функций. При этом наблюдается взаимно опосредованное воздействие технической подготовки и развития психики: освоение совершенной и более сложной техники требует дальнейшего развития психических процессов и функций, а достижение более высокого уровня психического развития требует постоянного усложнения двигательных задач и соответствующего упражнения.

Прежде всего, техника соревновательных действий базируется на ощущениях, среди которых ведущее место занимают двигательные, зрительные, вестибулярные, осязательные, слуховые.

Мышечно-двигательные ощущения несут информацию о длине и скорости изменения длины мышечных волокон, а рецепторы, находящиеся в сухожилиях и суставах, информируют мозг о положении звеньев человеческого тела. По меткому выражению И. М. Сеченова, мышечные ощущения являются темными, то есть не похожи на боль, на ощущения холода и т. п. О протекании этих ощущений мы можем судить только по перемещению туловища, конечностей. Ведущей задачей тренера и спортсмена при изучении и совершенствовании техники является развитие отчетливости этих ощущений. Как правило, наибольший эффект в развитии двигательных ощущений дают методы, обеспечивающие преодоление их «темноты»: визуальный контроль, использование кино, фото, видео технических средств, приборов, графической фиксации, а также выполнение специальных заданий на дифференцировку мышечных ощущений.

Зрительные ощущения как правило играют важную роль в процессе создания первичных представлений о движении, а также в ориентации и коррекции выполняемых движений. По мере овладения навыком спортсмен получает возможность использовать зрение для получения информации, не связанной напрямую с собственными движениями. Кроме того, зрительные ощущения оказывают заметную помощь в анализе техники движений, в осмыслении возможных коррекций.

Вестибулярные ощущения задействованы в освоении и совершенствовании техники спорта широко и разнообразно. В различных видах спорта присутствуют многочисленные вращательные движения, движения на узкой опоре, движения, в которых на

протяжении всего выступления спортсмен находится в состоянии так называемого динамического равновесия, то есть не падает, но только потому, что одно неустойчивое положение сменяется таким же, но в противоположную сторону.

Осязательные и органические ощущения в жизни каждого спортсмена занимают видное место, особенно в видах спорта, связанных с различными спортивными снарядами, с управлением средствами движения; эти ощущения служат отправной точкой многих технических действий в единоборствах. Органические ощущения в совокупности с другими позволяют составить отчетливую картину работы органов спортсмена.

Слуховые ощущения служат источником дополнительной информации о параметрах движения. Благодаря им возникает возможность корректировать движение в момент его выполнения, обеспечить второсигнальную основу осознания движений. Важную контролирующую и информационную роль слуховые ощущения играют в ритмической организации движений.

Решение задач технической подготовки неразрывно связано с развитием восприятия. Все свойства и качества восприятия: целостность, константность, предметность, апперцепция, осмысленность – в полной мере задействованы в овладении техникой движения.

Апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта, содержания, направленности и других индивидуальных особенностей психической деятельности человека.

Особое место занимает восприятие форм существования материи: движения, пространства и времени. Являясь сложными, межанализаторными функциями, восприятия движения, пространства, и времени требуют для своего развития достаточно большого времени, множества повторов и жизненного опыта.

Наибольшую значимость для овладения техникой различных видов спорта имеют оценка расстояний, направления движения и его амплитуды, скорости и ускорения, темпа и ритма, взаимопоследовательности движений. Как и развитие ощущений, развитие восприятия в значительной мере облегчается созданием четких ориентиров движения, обеспечением срочной обратной связи, специальными упражнениями, предусматривающими варьирование скорости движения, применением снарядов различного веса, специапьными подводящими упражнениями, расчлененным выполнением движения, применением точной терминологии, словесными отчетами спортсмена о выполняемом движении.

По мере овладения техникой избранного вида спорта у человека формируются специализированные восприятия: «чувство воды» у пловцов и гребцов, «чувство дистанции» у боксеров, «чувство мяча» у спортигровиков, «чувство снега» у лыжников, «чувство ворот» у вратарей и многие другие.

Практически каждый вид спорта требует от спортсмена формирования сложнейшего комплексного восприятия, в которое входят не только параметры движения, но и оценка физических качеств, уровень спортивной формы и т. п.

Если к этому добавить, что в командах и экипажах всегда существуют спортивные амплуа и множество других дифференцировок спортсменов по функциям во время соревнований и тренировок, то следует еще учесть, что особенности восприятия глубоко индивидуализированы.

Важную роль в технической подготовке спортсмена играют процессы памяти.

Тренерам приходится постоянно работать над использованием и развитием индивидуальных особенностей памяти спортсменов: двигательной, словесно-логической, эмоциональной, образной; произвольной, непроизвольной; кратковременной, долговременной и оперативной. Любой из этих видов памяти может стать краеугольным камнем освоения техники движения или, напротив, препятствовать успешному решению двигательных задач. Память может преподнести спортсмену множество сюрпризов не только в период овладения движением, но и при выполнении, казалось бы, прочно усвоенного действия. Чаще всего это случается при повышении эмоционального фона выступления, обострении конкуренции, новизне обстановки, где может всплыть старая, вроде бы забытая техника, а повышение контроля сознания за собственными движениями замедляет выполнение упражнения.

Благоприятными условиями развития памяти являются постоянное ее упражнение, умелое чередование работы и отдыха, исключение ненужной информации из деятельности, свежесть ощущений и восприятия, повышенная работоспособность, стремление к совершенствованию. Для овладения некоторыми видами спортивной техники очевидна так же? значимость памяти поколений, то есть природной, врожденной предрасположенности к соответствующим движениям и развитию функций, связанных с этим движением.

Сюда относятся особая пластика движений, пропорции звеньев человеческого тела, проявления двигательных качеств, а также врожденные индивидуальные особенности психики.

Основой технической подготовки без всякого преувеличения можно назвать двигательные представления. Представления – это образы предметов, ситуаций и событий, возникающие на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или в воображении. В отличие от образов восприятия они могут носить обобщенный характер и относиться не только к настоящему, но и к прошлому, и возможному будущему, то есть могут обеспечить решение задач программирования, развития и регуляции движения. С использованием представлений связано широкое применение в спорте метода идеомоторной тренировки.

Идеомоторика – включение собственных представлений об осваиваемом движении в формирование и совершенствование двигательного навыка. Однократное и многократное мысленное представление движений перед их реальным выполнением обладает тренирующим эффектом, повышая скорость движений до 30 %, точность – до 18 %, силу кисти – на 3-4 %.

Существенное изменение качеств соревновательных действий в результате таких тренировок отмечалось многими исследователями.

Важнейшей особенностью двигательных представлений в связи с технической подготовкой спортсменов является возможность их реализации не только в овладении двигательными навыками, но и в сохранении, восстановлении и совершенствовании этих навыков.

Опираясь на материал данного раздела, дайте характеристику особенностям ваших психических процессов и функций по отношению к занятиям спортом. Выделите благоприятные и нежелательные проявления психических процессов.

4 Формирование и совершенствование спортивных навыков

Навыком называется целенаправленное действие, формируемое посредством повторения. Навык характеризуется степенью автоматизированности, то есть снижением по мере повторения уровня поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки исходно автоматизированные, формируемые без осознания их компонентов, и навыки вторично автоматизированные, то есть формируемые с предварительным осознанием компонентов действия. Осознание впоследствии становится предпосылкой контроля, обеспечивающего более быстрое совершенствование и перестройку навыка.

Чаще всего педагоги и психологи выделяют три стадии динамики навыка.

На стадии первичного освоения структуры движения спортсмен и тренер довольствуются весьма приближенным сходством выполняемого движения с эталонным исполнением. Тем не менее в результате такого исполнения спортсмен получает самое общее представление о цели данного действия, ему предлагается набор исходных понятий о технике выполнения двигательного действия, а в дальнейшем ему необходимо получить сведения об ошибках, лишних движениях, возможности использования его прошлого опыта. Все попытки выполнения движения выглядят неловкими, сам спортсмен плохо разбирается как в своих ощущениях, так и в способах улучшения качества движения. Чаще всего для контроля за собственными движениями спортсмен полагается на зрительные ощущения.

Существуют возрастные особенности первичного освоения структуры движения: дети чаще всего действуют на основе подражания, а взрослые склонны к действиям на уровне интеллектуального постижения.

Интеллект – ум, мыслительная способность человека, предопределяющая успешность постижения, усвоения закономерностей природы и общества, а также прогнозирования на основе имеющихся знаний и опыта.

Стадия овладения навыком характеризуется освоением приемов выполнения навыка, повышающих его эффективность, сходство с эталонным движением, последовательным и постепенным созданием полного представления о движении, развитием восприятия при усилении ведущей функции двигательного анализатора. По мере овладения навыком появляется возможность его автоматизированного выполнения, переключения внимания на другие объекты, распределения внимания между несколькими объектами. Спортсмен освобождается от лишних движений, все более частыми становятся попытки правильного выполнения движения. Появляется возможность включения навыка в состав других действий спортсмена, притом качество выполнения навыка существенно не страдает.

Стадия закрепления и совершенствования навыка своего завершения не имеет, поскольку совершенствование продолжается, пока спортсмен тренируется и участвует в соревнованиях. Двигательный навык достигает высокой степени автоматизма при одновременной возможности вариативного применения, обусловленного соревновательной ситуацией, состоянием трассы и т. п. Навык характеризуется высокой эффективностью, экономичностью, быстротой. Спортсмен имеет отчетливое представление обо всех факторах совершенствуемого движения.

Прогресс в формировании навыка на начальных стадиях более очевиден, а на стадии закрепления и совершенствования этот процесс постепенно приобретает характер пологого плато с некоторыми колебаниями, обусловленными спецификой подготовки, мотивацией, степенью осознанности. Спортсменам это явление хорошо известно: когда не хватает чуть-чуть для попадания мяча в площадку, для того, чтобы планка осталась на стойках, для выигрыша нескольких сантиметров у соперника, для того, чтобы реализовать начатую атаку. В то же самое время сопернику везет буквально во всем: у него получаются все удары, он успевает сделать все необходимое, и даже ветер ему помогает. Случаи, когда одновременно везет обоим соперникам, бывают гораздо реже, но эти моменты служат подлинным украшением поединков.

 

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©