Психологические условия, задачи и способы развития двигательных качеств

Развитие силы в принципе возможно за счет увеличения физиологического поперечника мышцы, синергии большего числа волокон мышцы, снижения напряжения в мышцах-антагонистах, а также за счет оптимальных вариантов межмышечной координации. Ситуация проявления силы осложняется тем, что имеющиеся рецепторы обеспечивают лишь косвенную информацию о степени напряжения мышцы. Остальная информация поступает от сухожильных и суставных рецепторов, рецепторов кожи, а также в результате создания зрительного образа движения и изменения формы мышцы.

Рецепторы – периферическая часть анализатора, посредством которой только определенный вид энергии преобразуется в нервное возбуждение.

Существенные изменения проявления силы могут быть достигнуты в результате изменения уровня возбуждения в центральной нервной системе при возникновении соответствующего стимула, мотивации, концентрации внимания, а также в различных режимах работы мышцы: динамическом преодолевающем, динамическом уступающем и статическом. Работе над физиологическим поперечником в большей мере способствует динамика образа формы мышцы, информация о величине проявляемой силы. Синергия мышечных волокон гораздо лучше достигается предварительным растягиванием мышцы, четкостью ритма движений, использованием ускорений в движениях. Оптимальные варианты межмышечной координации достигаются имитацией, формированием второсигнальных образов и психомышечной тренировкой.

Развитие скорости в значительной мере зависит от природных предпосылок: соотношения белых и красных мышечных волокон, быстроты двигательной реакции, лабильности нервной системы, скорости переработки информации. Как известно, не все природные предпосылки могут быть успешно компенсированы и не всегда усилия, затраченные на развитие скорости, могут быть оправданы достигнутыми результатами. Тем не менее уменьшение латентного периода двигательной реакции в значительной мере может быть достигнуто за счет прогнозирования ситуации, опережающего отражения и состояния готовности. Проблемы частоты движений в значительной степени компенсируются отбором по лабильности нервной системы и комплектованием экипажей со сходными параметрами по данному свойству. Достижение и поддержание высокой скорости обеспечивается тренировкой реакции выбора, созданием облегченных условий, приобретением опыта, использованием иллюзий скорости, а также выработкой динамического равновесия и психотренингом, направленным на преодоление боязни скорости.

Сенсорная депривация – продолжительное более или менее полное лишение человека одного или нескольких видов сенсорной информации. Потребность в этой информации приводит к активизации воображения, памяти и других механизмов психики. Длительная сенсорная депривация сопряжена с существенными изменениями настроения, сна и бодрствования, концентрации внимания, последовательности мышления, развитием галлюцинаций.

Развитие выносливости в меньшей мере, но все же связано с задатками: соотношением быстрых и медленных волокон, чувствительностью к гипоксии, типом телосложения. Тип телосложения указывается в перечне психологически значимых факторов на основании исследований Э. Кречмера, У. Шеддона, В. М. Русалова и др., установивших зависимость типологических черт психики от параметров телосложения. Проблемами динамики выносливости чаще всего считаются: утомление нервных центров в результате многократных монотонных или сильных, близких к пороговым воздействий, недостаточное восстановление, необходимость значительных временных затрат. Основными средствами развития выносливости являются: использование переключения внимания и разнообразия тренировочных условий, реализация идей переменной тренировки и тренировки по типу «симулятора», использование электроанальгезии и электростимуляции, эффекта плацебо, идеомоторной тренировки, а также оптимизации техники и волевой подготовки.

Развитие точности также предопределяется некоторыми задатками: типом памяти, пластичностью мышц, выраженностью физиологического тремора, дифференциальными порогами двигательного, вестибулярного, зрительного, слухового анализаторов, динамичностью и концентрированностью нервной системы, типом телосложения.

Динамичность нервной системы – свойство, характеризующее скорость и успешность приспособления индивида к новым условиям. Базируется на легкости возникновения возбуждения и торможения в нервной системе. Является благоприятной предпосылкой обучения.

Концентрированное нервной системы – свойство, характеризующее степень локализации, ограничения распространения нервного возбуждения исходным очагом возникновения. Лежит в основе различительной чувствительности, способствует выработке тонких дифференцировок в ощущениях.

Основными задачами развития точности движений являются: развитие двигательной памяти, чувствительности анализаторов, выработка динамических стереотипов соревновательных действий, реализация комплекса приемов данного вида спорта.

Динамический стереотип – совокупность условно рефлекторных реакций, характерная для навыков или функциональных состояний, выработанных в результате воздействия ряда последовательных условных стимулов. Каждый из этих стимулов может стать впоследствии пусковым сигналом навыка или функционального состояния. Принцип динамического стереотипа лежит в основе формирования так называемых надежных навыков, исключающих влияние возможных помех.

Средствами соответствующей подготовки спортсмена служат: развитие способностей моделирования движений, образного мышления, экономизации движений, а также решение всевозможных психотехнических задач по точности восприятия, концентрации внимания, управлению психическими состояниями, повышению степени автоматйзированности движений, приобретение соревновательного опыта, овладение мышечной культурой. Практика подготовки спортсменов с акцентом на развитие точности чаще всего приводит к преобладанию интуитивных оценок ситуации, интуиции временного предвидения и т. д.

Особо следует отметить теснейшую взаимосвязь развития двигательных способностей с технической подготовкой спортсмена. Эта связь настолько велика, что исследователи выделяли специальное физическое качество – ловкость, придавая ему функции построения целесообразных движений, способность быстрого построения адекватных движений, интуитивного нахождения оригинальных решений двигательных задач. Гораздо чаще в спорте решающими оказываются успешное овладение навыками и последующее их отточенное совершенствование, хотя не стоит сбрасывать со счетов некоторых общих координационных способностей. Напомним, что в психологии общепризнанно формирование общих способностей на основе частных.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©