Краткая история становления и развития теории формирования двигательных навыков

На пути к современным представлениям о механизмах управления движениями и теории обучения двигательным действиям ведущая роль всегда принадлежала нашей отечественной науке.

Неоценимый вклад в развитие этих теорий с физиологических позиций внесли классики российской науки И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, Н. Е. Введенский, а также их ученики и последователи В. В. Гориневский, А. Н. Крестовников, В. С. Фарфель, К. Х. Кекчеев, А. Ф. Самойлов, Л. В. Чхаидзе, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн и др.

В разработке педагогической теории обучения движениям важную роль сыграли работы таких учёных как П. Ф. Лесгафт, К. Х Грантынь, В. В. Белинович, В. Д. Мазниченко, А. В. Запорожец, С. В. Янанис, М. М. Боген, Д. Д. Донской и др.

В качестве физиологической основы теории обучения двигательным действиям долгое время использовалась теория условных рефлексов И. П. Павлова. Их открытие было одним из крупнейших успехов физиологической науки и на определённом этапе сыграло важную положительную роль в развитии теории обучения движениям.

Физиологическое обоснование процесса формирования двигательных навыков в свете этой теории было осуществлено учеником И. П. Павлова профессором А. Н. Крестовниковым. Сама же теория обучения двигательным действиям на основе условнорефлекторной концепции в наиболее развёрнутом виде разработана В. В. Белиновичем.

Согласно этой концепции, в основе двигательного навыка лежит простой или сложный условный рефлекс. В результате многократных повторений движения между центрами управления вначале возникают, а затем всё более закрепляются нервные связи, что и приводит к формированию, так называемого, коркового динамического стереотипа, который и лежит в основе управления двигательным навыком. Это формирование проходит через три стадии: иррадиации, концентрации и стабилизации.

Данная концепция просуществовала в качестве одной из методологических основ теории обучения двигательным действиям вплоть до 70-х годов ХХ века. Её элементы можно встретить и в некоторых современных учебных изданиях.

Положительное влияние теории условных рефлексов очень велико. Благодаря ей стало понятным, что упражнение органов тела вызывает какие-то изменения в головном мозгу, а не в исполнительных органах, как думали раньше. Следовательно, двигательные навыки - это следы запечатлевшиеся отнюдь не в самих исполнительных органах, а в недрах самого мозга.

Однако, суть этих изменений была истолкована неправильно. Как уже упоминалось выше, основой такого истолкования явилась теория “проторения” нервных путей между различными центрами в головном мозгу. Проторением стали объяснять и упражняемость, и обучаемость, и приобретение навыков, и все вообще формы накапливания человеком личного жизненного опыта.

Вместе с тем, следует отметить, что теория условных рефлексов позволяет объяснить далеко не все случаи двигательного поведения, а только те, которые связаны с освоением довольно простых движений, выполняемых в неизменных условиях. Однако в реальной жизни мы можем часто наблюдать, когда один и тот же технический приём выполняется в различных ситуациях, но с неизменным успехом. В таких случаях действие явно приспосабливается к изменяющейся обстановке и это приспособление нельзя объяснить с точки зрения условнорефлекторной теории.

Главная ошибка здесь заключается в уподоблении двигательного навыка человека условному рефлексу, выявленному в опытах на животных. Это повлекло за собой ряд других крупных ошибок и, в конечном итоге, принесло практике обучения движениям немало вреда.

Одним из главных обстоятельств, послуживших основанием для возникновения всех этих ошибок, явился тот факт, что двигательный навык осваивается не сразу и очень часто требует приложения большого труда. Это и стало основанием для его сопоставления с условным рефлексом, который всегда требовал многократных повторений условий опыта на протяжении длительного времени, что объяснялось трудностями “проторения” новых временных связей.

В дальнейшем выяснилось, что главная причина длительности формирования двигательного навыка заключается не в трудностях “проторения”, а в сложности самого двигательного навыка, образование которого проходит несколько последовательных этапов. При этом действительная цель многократного повторения не в “проторении”, зазубривании или «задалбливании». Оно необходимо прежде всего для того, чтобы с каждым разом всё удачнее решать поставленную перед собой двигательную задачу и таким путём находить наилучший способ её решения. Это становится возможным благодаря накоплению всего разнообразия тех впечатлений, с помощью которых совершаются коррекции данного движения. В свою очередь такие коррекции становятся возможны благодаря сигналам, непрерывно поступающим от работающих органов.

Таким образом, в основе современных представлений о механизмах и закономерностях формирования двигательных навыков лежит т е о р и я  о б р а т н ы х с в я з е й, обеспечивающих функционирование рефлекторного кольца, как механизма управления движениями.

В становлении и развитии этой теории большое значение имели работы многих из перечисленных выше представителей отечественной науки. Однако вклад одного из них Николая Александровича Бернштейна является особенно весомым и поэтому заслуживает того, чтобы подробнее остановиться на рассмотрении ключевых положений разработанной им теории управления движениями и построения двигательного навыка. Это также позволит познакомиться с целым рядом важнейших положений, без представления о которых невозможно правильно понять процессы, лежащие в основе освоения двигательных действий.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©