Общая структура и основные задачи процесса освоения двигательных действий

Все рассмотренные выше фазы и стадии формирования двигательного навыка, изложенные в соответствии с теорией о построении движений Н. А. Бернштейна, находятся в полном соответствии с хорошо известными и широко распространёнными представлениями об общей структуре процесса обучения двигательным действиям, в которой выделяют три этапа усвоения учебного материала.

Работа на этих этапах характеризуется определёнными отличительными чертами, которые находят отражение в особенностях задач освоения, а также используемых средствах и методах.

В соответствии с этой структурой, содержанием первого этапа является формирование целостного представления о двигательном действии и его первоначальное разучивание. На этом этапе формируются предпосылки для усвоения двигательного действия и возникновение первоначального двигательного умения, позволяющее занимающемуся выполнять двигательное действие в общих чертах.

Второй этап характеризуется углублённым детализированным разучиванием. В результате на этом этапе происходит уточнение двигательного умения и оно частично переходит в навык.

Третий этап это процесс достижения мастерства в овладении техникой осваиваемого двигательного действия. Ему соответствует закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия, в результате чего и формируется прочный навык. Происходит приспособление навыка к различным условиям его выполнения.

• Эта общая структура процесса освоения двигательного действия не должна рассматриваться как совершенно неизменная стандартная схема. В определённой мере она может быть конкретизирована и модифицирована в зависимости от конкретных целей, задач освоения, особенностей двигательного действия и т. п. Так, в условиях массового обучения движениям осуществляется, в основном, первый и частично второй этапы, а дальнейшее совершенствование происходит в процессе самостоятельных занятий. В то же время, в спортивной тренировке имеют место все три этапа, причём, последний рассматривается как главный предмет деятельности и представляет собой многолетний процесс.

Двигательные ошибки: их предупреждение и исправление.

Выполнить движение сразу правильно, без ошибок, в обычных условиях, как правило. оказывается невозможным. Данное обстоятельство очень осложняет процесс освоения движений. Некоторые из ошибок обусловлены закономерностями формирования двигательного навыка, другие связаны с отсутствием необходимых представлений, третьи с несоблюдением определённых условий и т. п.

Успех в освоении движений во многом зависит от того, насколько правильно определены причины происхождения двигательных ошибок и насколько методы их исправления соответствуют истинным причинам их возникновения. Наиболее типичными являются следующие группы ошибок:

• внесение в двигательный акт дополнительных ненужных движений;

• закрепощённость движений, несоразмерность мышечных усилий, привлечение к участию в движении ненужных групп мышц;

• отклонения по направлению и амплитуде движений;

• искажённость общего ритма двигательного действия;

выполнение движения на недостаточно высокой скорости.

Основными причинами этих групп ошибок являются:

• неправильное или недостаточно полное представление о структуре и двигательном составе осваиваемого двигательного действия;

• неправильное или недостаточно полное понимание двигательной задачи;

• недостаточность двигательного опыта занимающегося;

• недостаточная физическая подготовленность занимающегося;

• неуверенность, боязнь, чувство утомления и т. п.;

• неправильная организация процесса освоения двигательного действия.

Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный регламент их выполнения. Основными параметрами такого регламента являются число повторений и интервалы отдыха между ними. Их конкретные характеристики могут быть самыми различными, так как определяются многими факторами. Вместе с тем, во всех случаях следует помнить и соблюдать следующие общие правила:

• число повторений нового действия определяется возможностями обучаемого улучшать движение при каждой новой попытке;

• повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;

• интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки;

• продолжать освоение движений в условиях прогрессирующего утомления нецелесообразно и даже вредно;

• интервалы между занятиями должны быть по возможности короткими, чтобы избежать угасания ещё не стойких умений.

Роль технических средств в освоении двигательных действий.

В последние десятилетия широкое распространение получило конструирование и применение в практике освоения и совершенствования движений разнообразных технических средств и специальных тренажёрных устройств. Теоретической основой для этого явилась разработанная в начале 70-х годов профессором И. П. Ратовым концепция “искусственной управляющей среды”. Дальнейшая разработка теоретических аспектов этой концепции, а также экспериментальное конструирование и широкое использование в физкультурно-спортивной практике разнообразных устройств такого типа связано с именами таких учёных как С. П. Евсеев, Н. Г. Сучилин, М. Г. Лейкин, Ю. Т. Черкесов, Г. И. Попов, Ф. К. Агашин, В. Н. Курысь и мн. др.

Особенная эффективность от использования подобных устройств связана с такими факторами как создание возможности резкого ограничения степеней свободы, создание условий целостного и качественного выполнения упражнений уже на самых начальных этапах его освоения, а также моделирование условий, соответствующих рекордным показателям результативности осваиваемых движений. При этом многие из таких устройств обеспечивают одновременное, “сопряжённое” воздействие как на процесс освоения двигательных действий, так и на эффективное развитие специальных двигательных качеств.

Совмещение этих устройств с современными компьютерными технологиями раскрывает новые широчайшие возможности их применения. Они появляются благодаря возможности получения срочной и сверхсрочной информации о самых разнообразных параметрах движения, их отклонении от заданных или необходимых параметров и, даже, внесение необходимых поправок непосредственно в ходе выполнения движения. Иными словами, предпринимаются попытки использования принципа “сенсорных коррекций” в условиях “искусственной управляющей среды”.

Представленные достоинства и возможности специальных технических средств и тренажёрных устройств свидетельствуют, что будущее развития технологий обучения движениям и развития двигательных способностей связано именно с ними. Эти устройства уже в настоящее время находят своё самое широкое применение во многих видах спортивной деятельности на порядок ускоряя решение задач по освоению и совершенствованию движений и развитию специальных двигательных качеств. Уже имеются примеры их эффективного использования с оздоровительными целями, а также в практике массовых форм занятий физической культурой.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©