Хоккей и наука

 

Прорывное направление в развитии отечественного хоккея

 

В. Горский

09.12.2013г

 

Общаясь с руководством нашего хоккея, специалистами, журналистами и болельщиками, постоянно сталкиваюсь с непониманием значения и места науки в хоккее.

При этом, в лучшем случае, наука понимается ими крайне узко: только лишь как теория физической подготовки и статистика. То же можно было бы сказать и обо всём спорте, но разговор конкретно - о хоккее.

Сегодня в нашем хоккее сложился барьер, который препятствует развитию науки, проведению исследований и внедрению их результатов в практику, а значит и развитию хоккея в целом. Этот барьер носит исключительно субъективный характер, и он подпитывается «специалистами» хоккея, которые остановились в своём профессиональном развитии, но стремятся всеми силами сохранить свой статус уникальности, избранности, востребованности.

Когда же пытаешься более глубоко выяснить причины нежелания развивать науку, то никто из руководителей, специалистов, любителей хоккея не может внятно ответить, почему в хоккее не используются современные достижения науки, техники и технологии, которые широко применяются в других сферах человеческой деятельности, и чем принципиально отличается хоккей от других отраслей, что не позволяет применять эти достижения.

 

Чем в принципе занимается наука, и чем она полезна в других сферах человеческой деятельности? Наука занимается поиском, выявлением, изучением систематизацией закономерностей (как фундаментальных, так и прикладных), а также разработкой методик, технологий и рекомендаций по практическому использованию этих закономерностей. Именно это является основой для развития всех отраслей, превращения их в более эффективные, комфортные, безопасные, интересные и т.п.

Например, космонавтика (отрасль близкая мне – отработал в ней 25 лет). Возможны ли были без науки, теоретических, фундаментальных, прикладных и инженерных исследований создание космодромов, технических и стартовых комплексов, комплексов управления орбитальными группировками, ракет-носителей, пилотируемых и автоматических космических аппаратов, многолетняя работа орбитальных станций, стыковки на орбите, полёты на Луну и к другим планетам и т.д.? Абсолютно и принципиально невозможны.

Возьмём более обыденную отрасль – строительство. Человечество уже многие сотни лет успешно строит здания и сооружения различного назначения. Но в основе этого лежат познанные законы природы (в том числе фундаментальные – физические, химические), и прикладные научные направления, такие как теоретическая механика, сопротивление материалов, теория машин и механизмов, электротехника и другие. Что можно построить без знания и применения законов?

Возьмём нефтегазовую отрасль или металлургию (сферы близкие многим руководителям хоккея и клубов КХЛ). Все стадии жизненного цикла в этих отраслях основаны на результатах научных исследований, начиная от поиска месторождений, т.е. мест, где нужно бурить скважину или строить горнорудную шахту и заканчивая производственными циклами переработки нефти, газа, металла. Мы не задумываемся над этим, в том числе потому, что основные научные исследования были проведены довольно давно – сотни и десятки лет назад, хотя и сегодня появляются новые материалы, технологии, оборудование.

Но вот молодая отрасль – информационные технологии (ИТ), создание и развитие которой происходит на наших глазах. Вся отрасль возникла как практический результат научных исследований и представляет собой наукоёмкую сферу, в свою очередь, способствующую развитию науки, техники и технологий, а также активно помогающую развитию других отраслей. В том числе ИТ активно используются и внедряются в управленческую и производственную сферы нефтегазовой и металлургической отраслей. Например, в производственной сфере этих отраслей ИТ обеспечивают непрерывность и оперативность управления производственными циклами, простая остановка которых равносильна крупной аварии.

 

В том числе, во всех сферах человеческой деятельности присутствует человеческий фактор. То есть результат запуска космического аппарата, укладки кирпича, приготовления рецептуры для варки резины автошин, выплавки сортового металла и т.п. производственных процессов зависит от уровня профессионализма, психологического состояния, настроения и многих других обстоятельств, как отдельных персоналий, так и трудовых коллективов, в совокупности называемых человеческим фактором.

Поэтому контраргумент, что хоккей не шахматы - в него играют живые люди, а поэтому наука здесь не применима, не прокатывает. Существуют целые научные направления, которые занимаются исследованием человеческого фактора: комплекс медико-биологических наук, психология, социология, педагогика, эргономика и др. При этом в каждой из этих наук существует спортивное направление.

Можно привести другой контраргумент: в хоккей играют 2 команды, т.е. существуют 2 активно противоборствующие стороны, а природа или техника, с которыми взаимодействует человек в других отраслях, не является активной противоборствующей стороной.

Но, во-первых – это не всегда верно, например, природа может активно противодействовать, а во-вторых – есть другие сферы деятельности, где есть противоборство и, в которых наука играет важнейшую роль.

Например, это военное дело (отрасль также близкая мне как полковнику военно-космических сил). Думаю, не нужно много писать о том, что именно военная отрасль являлась на протяжении столетий и является сейчас двигателем научно-технического прогресса, активным заказчиком развития науки и потребителем её результатов. В том числе, есть направления военной науки, которые занимаются непосредственно противоборством сторон: стратегией, оперативным искусством и тактикой боя. Результаты этих наук закреплены в боевых уставах видов и родов войск, нормативных документах по эксплуатации и боевому применению вооружения и военной техники.

В общем, совершенно очевидно, что любая сфера человеческой жизни и деятельности невозможна без научных исследований и использования результатов науки.

Конечно, случаются обрушения зданий, аварии на нефтепроводах и потери космических аппаратов. Но эти исключения только лишь подтверждают правило, поскольку причинами всех аварий и катастроф, как показывает их анализ, являются не знание, не использование или нарушение закономерностей, свойственных для той или иной предметной области.

 

Но вот что парадоксально: многие руководители ФХР, КХЛ, клубов являются одновременно и руководителями крупнейших бизнес и государственных структур, в которых, как мы видим, эффективно применяются достижения науки, техники, инновационные технологии, но почему-то эти инновации не используются в хоккейной отрасли, и те же руководители не требуют их внедрения в управленческую и спортивную сферы лиг, клубов и команд.

Никто не может дать ответа на этот вопрос.

Кстати говоря, многие любители хоккея работают в высокотехнологичных отраслях и на предприятиях, в том числе тех, которые финансируют хоккейные клубы. И они хорошо понимают роль и место хоккейной науки, лучше, чем многие руководители и специалисты хоккейной отрасли.

 

А вот во времена СССР руководители понимали значение науки, и многое делали для ей развития. Именно наука, наряду с талантом тренеров и игроков явилась тем мощным фактором, который позволил в короткие сроки создать собственный, уникальный хоккейный стиль и выйти на передовые рубежи в мире. Именно в СССР в 60-80 годы была создана хоккейная наука, которая сегодня является фундаментальным компонентом всех ведущих мировых хоккейных школ.

Наш хоккей на протяжении длительного времени был сильнейшим потому, что во времена СССР была создана самая совершенная система и технология хоккея в мире. При создании и функционировании системы были задействованы передовые результаты научных исследований в области медицины, физиологии, биологии, достижения в области спортивных технологий, теории и методики хоккея, осуществлялось взаимодействие с ведущими НИИ и КБ из различных отраслей народного хозяйства, в том числе оборонного комплекса.

Сегодня в клубах НХЛ и сборных командах ведущих хоккейных держав существенное внимание уделяется хоккейной науке, активно внедряются её результаты и современные хоккейные технологии. Во всех ведущих хоккейных странах за исключением России разработаны и реализуются долгосрочные программы развития национального хоккея. Большое внимание уделяется профессиональному кадровому обеспечению. Это привело к существенному росту популярности хоккея, повышению конкурентоспособности, как клубных, так и сборных команд этих стран.

Таким образом, и весь опыт человечества, и опыт СССР, и сегодняшний опыт хоккейных стран подтверждает актуальность и необходимость создания в российской хоккейной отрасли научного направления.    

 

Что такое современная хоккейная наука?

Хоккейная наука относится к прикладным наукам и представляет собой сферу человеческой деятельности, направленную на выработку и систематизацию объективных знаний о хоккее и смежных областях, ориентированную на практическое применение этих знаний в целях развития хоккейной отрасли.

Хоккейная наука комплексно охватывает все составляющие хоккея и смежных областей и включает в себя следующие компоненты и направления:

1. Управление хоккейной отраслью и её участниками:

- организационно-управленческое направление;

- финансово-экономическое направление;

- структурно-спортивное направление;

- правовое направление;

- кадровое направление;

- международное направление;

- направление популяризации и продвижения хоккея.

2. Медико-биологическое, психологическое и антидопинговое обеспечение:

- направление медицинского контроля тренировочного процесса и соревновательной деятельности;

- направление развития спортивной работоспособности и функциональной подготовленности;

- направление индивидуальной, групповой и командной психологии;

- направление прогнозирования профессиональной пригодности;

- антидопинговое направление.

3. Научно-методическое обеспечение:

- направление обоснования и развития национального хоккейного стиля;

- направление развития индивидуальной техники;

- направление развития индивидуальной тактики;

- направление развития групповой и командной тактики;

- направление развития стратегии;

- направление управления тренировочным процессом и соревновательной деятельностью.

4. Информационно-технологическое обеспечение:

- направление создания ИТ для управления ресурсами хоккейной отрасли, лиг и клубов;

- направление создания ИТ для развития индивидуального технического и тактического мастерства;

- направление создания ИТ для анализа игр;

- направление создания ИТ для управления тренировочным процессом и соревновательной деятельностью;

- направление создания ИТ для поддержки принятия решений в спортивной сфере хоккейной отрасли, лиг и клубов;

5. Материально-техническое обеспечение

- направление создания и эксплуатации хоккейных арен;

- направление создания и эксплуатации центров индивидуальной подготовки хоккеистов.

- направление создания и эксплуатации хоккейных технологий, тренажёров, оборудования, инвентаря;

- направление создания защитного снаряжения, экипировки, спортивной и игровой одежды и формы.

6. Хоккейная педагогика

- направление подготовки менеджмента;

- направление подготовки тренеров;

- направление подготовки игроков;

- направление подготовки медицинского персонала;

- направление подготовки обеспечивающего персонала;

- направление подготовки судей;

- направление подготовки скаутов;

- направление подготовки агентов.

 

Как мы видим, большая часть направлений – это смежные науки, многие из которых успешно развиваются, если не в России, то в мире. Однако, их результаты не используются в нашей хоккейной отрасли.

Из специфически спортивных компонент наиболее продвинутой в настоящее время является медико-биологическая составляющая хоккейной науки. Это исторически сложилось, т.к. ранее под спортивной наукой понималось именно медико-биологическая компонента.

Однако, до последнего времени медико-биологическая компонента находится на эмпирической стадии и основной задачей в настоящее время является создание теоретического направления, без которого невозможно дальнейшее развитие.

Более подробно с этом можно познакомиться в работах В.Н. Селуянова, например: Курс лекций по спортивной адаптологии, Формирование профессионального теоретического мышления специалистов физического воспитания и других.

 

Самая специфическая хоккейная компонента - научно-методическое обеспечение – сегодня в России не развивается совершенно. Всё научно-методическое обеспечение команд и детских школ в России строится на отечественных разработках 60-80 годов прошлого века, с некоторым добавлением отдельных методик и упражнений, бессистемно заимствованных в Северной Америке, Швеции, Финляндии.

Не разработана философия, идеология российского хоккея. Не разработана концепция национального стиля игры как общего вектора, направленности российского хоккея, нет спектра современных тактических вариантов, систем игры, реализующих национальный стиль. В результате игроки, собранные в сборную из различных клубов КХЛ и НХЛ функционально, тактически, теоретически, психологически оказываются не готовыми к той системе игры, которую им предлагают в сборной команде разные тренеры, имеющие порой противоположные концепции игры и тренировочного процесса. В отличие от других ведущих хоккейных держав, где сформированы национальные школы и стили игры, прививаемые с детских лет, в результате – игроки, где бы и в какие стили они не играли в клубах, приезжая в сборную всегда готовы к эффективной реализации своего национального стиля.

Не разработаны новые, современные стратегии, тактические и технологические решения и варианты игры. Не проводятся теоретические исследования в данном направлении, например, какие стратегии и тактические варианты являются оптимальными при игре против тех или иных стратегий и вариантов соперника. Справедливости ради нужно отметить, что и в мире пока нигде нет таких исследований.

Нет современных методик подготовки игроков и команд к длительным турнирам, таким как чемпионаты КХЛ, МХЛ, ВХЛ, а также методик тренировок в течение соревновательного периода таких турниров. Нет современных методик подготовки игроков и команд к краткосрочным турнирам, таким как Олимпийские игры, чемпионаты мира, международные клубные турниры.

За последние годы российский хоккей, ничего не внёс в развитие игры, в повышение её качества, в теорию и методику хоккея.

 

В результате отсутствия ИТ компонента научных исследований на низком уровне находится информационно-технологическое обеспечение клубов и команд, в том числе сборных страны. Отсутствует информационная база по командам-соперникам, по собственным игрокам, в том числе кандидатам в сборные. В результате – недостаточная подготовленность, как к отдельным играм, так и к турнирам в целом. Отсутствует непрерывность процессов управления клубами и командами, технологических процессов тренировочной и соревновательной деятельности. Технологии, методики, коллекции упражнений и т.п. знания в клубах и сборных не накапливаются - тренеры, покидающие команды уносят всё с собой.

Недавно спортивный директор КХЛ заявил, что во всех клубах лиги используются «мощные системы видеоанализа», чем в очередной раз публично продемонстрировал свою некомпетентность. Сегодня в командах КХЛ используются системы типа «Interplay Sport», «Stevasports» («Pointstreak»), «Dartfish». Эти системы никак нельзя назвать «мощными», т.к. они находятся на низком уровне автоматизации, все работы по разметке видеопотока, отметке игровых событий и действий игроков выполняет оператор вручную.

Есть более мощные системы, такие как «ProZone», «Amisco Pro», они более автоматизированы и позволяют автоматически фиксировать некоторые показатели игровой деятельности. Однако все системы этого класса ориентированы на использование в футболе. Для применения в хоккее подобные системы нуждаются в существенной переработке, в связи с тем, что хоккей является более динамичным видом спорта.

Поэтому одной из задач ИТ компонента хоккейной науки является создание более автоматизированной и интеллектуальной системы видеоанализа тренировочной и соревновательной деятельности.

 

Значение хоккейной науки с наибольшей очевидностью проявляется в процессе подготовки и выступления сборных команд на Олимпийских играх, как вершине мирового хоккея.

Многие недооценивают требование НХЛ, США и Канады заблаговременно представить списки олимпийских сборных. Наличие аналитических центров, базы данных по своим игрокам и соперникам, методических разработок позволяет этим странам прогнозировать расстановки игроков по линиям и пятёркам, тактические варианты их игры и на этой основе разрабатывать собственные варианты игры с различными соперниками.

Это показали ОИ-10. Это же мы видим и сейчас в преддверии ОИ-14. Это же мы увидим и по результатам ОИ-14.

 

Основная проблема хоккейной науки (да и всей спортивной), не только в России, но и в мире состоит в том, что до сих пор она находится на эмпирической стадии развития что, как показывают исследования и практика спорта, ведет к снижению качества подготовки спортсменов высшей квалификации. Для обеспечения дальнейшего динамичного развития науки необходимо создание теоретических форм исследований, которые базируются на рациональном познании объектов исследований. Необходимо, чтобы теоретические формы опережали эмпирические, в особенности, когда объектом исследования является человек (спортсмен) и необоснованные эксперименты с ним не допустимы.

В соответствии с современной философией науки теоретические направления исследований строятся на основе создания моделей объекта, т.е. описаний объекта в той или иной форме. Например, на вербально логическом уровне – логическая модель, на языке математики – математическая модель, с использованием современных программно-математических и аппаратных вычислительных средств – имитационная модель, создание прототипа – натурная модель и т.п. Затем эти модели изучаются и исследуются в статике и динамике, с ними проводятся эксперименты, выявляются закономерности и особенности моделей (объектов), определяются варианты, решения, способы использования и управления оптимальные в смысле заданных критериев оптимальности и целевых функций.

И только после этого отобранные оптимальные и обоснованные решения экспериментально проверяются на реальном объекте, в нашем случае – спортсмене, команде, в игре, на турнире.

Именно такой подход необходим сегодня и в хоккейной науке.

Например, если бы в России имелась хоккейная наука, то при подготовке к ОИ-14 в распоряжении тренерского штаба сборной России была бы модель своей сборной команды, а так же модели сборных других стран. В процессе исследования этих моделей можно было бы варьировать составы, сочетания линий и пятёрок (при этом, не важно где реально находится игрок – в КХЛ или в НХЛ), использовать различные стратегии, тактические варианты и технологические решения.

На практике провести даже 2 игры с одним и тем же соперником, в одних и тех же составах мало реально. А на моделях можно было бы провести по 10, 100 тыс., миллиону игр с каждой из команд и получить на этой основе статистически достоверные и надёжные варианты игры с тем или иным соперником. Эти варианты затем использовать при подготовке и в процессе выступления на ОИ.

А у нас получается так, что мы на эмпирическом уровне экспериментируем со сборной командой России начиная с ОИ-94 и никак не можем успешно завершить эксперимент. Поэкспериментровали в 2006г, потом ждали 4 года и поэкспериментировали в 2010г, теперь ещё подождали 4 года и экспериментируем на ОИ-14. После этого будем ждать ещё 4 года, чтобы опять поэкспериментировать, и так до бесконечности.

 

Важный вопрос: сколько это стоит?

По моим оценкам на период создания хоккейной науки в России (2-3) года – это стоимость, эквивалентная стоимости 2-3 игроков среднего уровня команд КХЛ в год. Т.е. достаточно в КХЛ не купить несколько иностранных игроков среднего уровня, а взять на их места своих игроков из МХЛ, и хоккейная наука будет создана и обеспечена финансированием. В дальнейшем – объём финансирования науки не превысит стоимости 1 среднего игрока в год, кроме того, считаю, что она сможет работать и развиваться в режиме самоокупаемости.

 

Необходимо также отметить, что сегодня пока ещё нигде в мире на создана полномасштабная хоккейная наука в том виде, в котором она представлена выше, хотя ведущие хоккейные страны и находятся на этом пути.

В настоящее время ведущие хоккейные сборные и клубные команды достаточно близки по уровню мастерства, функциональной и психологической готовности, результатам. Практически никто не обладает значительным преимуществом, делающим его существенно сильнее и гарантирующим лидирующие позиции в течение относительно длительного временного интервала. Только тот хоккей, который найдёт и реализует качественно новые, прорывные направления развития сможет выйти на передовые позиции.

В условиях пока ещё недостаточного развития хоккейной науки в мире именно создание в хоккейной отрасли России эффективного научного направления будет являться нашим наиболее реальным конкурентным преимуществом перед НХЛ, другими хоккейными державами (а не гонка зарплат, перекупка клубов, игроков и тренеров) и тем прорывным направлением, которое обеспечит в достаточно короткие сроки выход и закрепление нашего хоккея на передовых позициях в мире.

    Banner Akad_Zaharkin_Novosib Banner IdealScout Banner SportExpert banner altayvitaminy ArtHockey Banner_Sakhalin

Все права защищены. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя. За получением разрешения на использование обращаться по адресу E-Mail Image При любом использовании материалов ссылка на сайт lifeinhockey.ru обязательна ©